Пьет свой утренний чай

Настоятель в спокойствии важном.

Хризантемы в саду.

(Мацуо Басё)

 

Сегодня мы поговорим о легендах, связанных с этим чудесным напитком, ведь традиции выращивания чайных кустов насчитывают уже не одно тысячелетие. Согласно китайской традиции, чай был открыт культурным героем Шэнь-нуном, покровителем земледелия и медицины, одним из Трёх Великих, создавших все ремёсла и искусства. По преданию, император Шэнь-нун путешествовал в поисках целебных трав с котлом на треножнике, в котором кипятил воду для целебных отваров. В 2737 году до н. э. в котел с кипятком упали несколько листочков чайного дерева. Отвар показался вкусным и вызвал бодрость. С тех пор Шэнь-нун не пил других напитков. В современном Китае Шэнь Нуна почитают, как чайного Бога и благодарят за то, что он подарил людям чай. После Шэнь Нуна чай долгое время употребляли в качестве лекарства и сейчас он также известен как покровитель медиков. Другая легенда о происхождении чая повествует, что его открыл один наблюдательный китайский пастух, который обратил внимание, что пожевавшие листья с чайного куста овцы становятся необычайно резвыми. Отведав настой из таких же листьев и испытав при этом невиданный доселе прилив бодрости, любознательный пастух убедился в правильности своей догадки. Другой миф, более позднего происхождения, приписывает открытие чая основателю чань-буддизма Бодхидхарме, который все дни проводил в посте и молитвах. Согласно легенде, во время медитации в 519 г. н. э. явился ему сам Будда. Потрясенный таким чудом Бодхидхарма решил отныне молиться не смыкая глаз. Но как-то раз он не выдержал, веки его сомкнулись, и монах уснул. “Во всем виноваты мои веки!” – решил мудрец и, отрезав их, бросил на землю. Весной на этом месте выросло небольшое растение с сочными листьями и душистым запахом. Его листья обладали удивительным свойством: они прогоняли сон. Позднее ученики Бодхидхармы стали заваривать эти листья горячей водой и пить чудодейственный напиток, помогающий надолго сохранять бодрость. На самом деле чайная церемония возникла в Китае задолго до появления буддизма. Многие источники повествуют о том, что её ввёл ещё Лао-цзы. По преданиям, именно он, примерно в V веке до н.э., предложил ритуал заваривания напитка «золотого эликсира». Этот ритуал процветал в Китае много веков, вплоть до монгольского нашествия. Позже китайцы свели церемонию с «золотым эликсиром» к простому завариванию высушенных определённым образом листьев чайного куста. Вообще, подобных легенд много, но в каждой из них говорится, что родина чая – Китай. Когда этот продукт появился в Европе, его ошибочно назвали “китайская травка”. На самом деле напиток готовят из листьев, по-китайски молодой листочек – “тцяй-йе”. Отсюда и слово “чай”. Кстати, определение “байховый” тоже позаимствовано из китайского, “бай-хоа” в переводе – “белые реснички”. Действительно, изнанка чайного листа покрыта тонкими серебристыми волосками, похожими на ресницы. Однако в современной промышленности байховым называется рассыпной чай, в отличие от прессованного. Путь чая на Запад — это долгая история. И, несмотря на то, что формально границы таинственной Поднебесной уже не первый век открыты для иноземцев, а чайные кусты выращивают в 18 провинциях и автономных районах Китая, многие свои секреты, в том числе и чайные, «эгоистичные китайцы» по-прежнему хранят от чужого глаза, открывая их лишь избранным. Очень распространено мнение, что секрет хорошего чая скрыт в сорте чайного куста, условиях его произрастания, технологии обработки и прочих технических мелочах. Именно на узнавание этих мелочей были потрачены многие и многие усилия европейцев, желающих выведать у китайцев тайну их чая. Европейцы выяснили все. Заполучили семена и саженцы чайных кустов, воспроизвели агрокультуру и даже вывезли из Китая чайных мастеров — но производимый на новых чайных плантациях (в Индии) чай не дотягивал до лучших китайских сортов. Потому что лучший чай — это не только выверенная столетиями технология. Согласно устоявшейся в Китае традиции, самый лучший чай — тот самый, что подносился императорам и тот, что в исключительно редких случаях доводилось пробовать европейцам — с чайных кустов собирают молодые невинные девушки или монахи, чистые душою и телом. «У сборщиков урожая, — считали мудрецы, — должны быть чистые мысли и тела, дабы чайные кусты впитывали в себя чистую энергию». Чай — очень тонкое растение, он очень чутко реагирует на окружающее пространство. А потому, чем дальше от цивилизации выращивается чай, тем он дороже. Согласно легенде чай Да Хун Пао с четырех материнских кустов (то есть с тех кустов, с которых начался этот сорт чая) вот уже на протяжении пятисот лет собирают одни и те же Чайные Девы, сберегающие вечную молодость долгим сном в тайных пещерах, пробуждающиеся лишь тогда, когда нужно собирать чай и защищающиеся от старения в краткие часы бодрствования ароматом чайных листьев. Говорят, что сын наместника провинции, в которой растет этот чай — юноша благородный и благочестивый — увидев Чайных Дев за работой, забыл всех женщин Поднебесной и захотел жениться на одной из Дев. Отправившись следом за Девами, он нашел их пещеры, но, увидев их приготовления ко сну, был сражен их чистотой и невинностью — и навсегда остался сохранять их покой от непрошенных гостей. Всех, кто ищет Дев, он встречает на полпути к пещерам в разных образах, предлагает услуги проводника и уводит в горы, где растут Чжи — грибы мудрости и смирения. Отведав тех грибов, ищущие Дев забывают о своих намерениях и возвращаются к людям, сохранив в душе ощущение прекрасной тайны. Легендой является и сам чай Да Хун Пао (Da Hong Pao) – в переводе Большой Красный Халат – северофуцзяньский материковый Улун. Выделяется среди утесных чаев, знаменитых со времен династии Цин. Редкость и дороговизна этого чая связана с тем, что кусты, с которых его собирают, растут лишь на склонах горы Уи. Более того, существуют некие аутентичные чайные кусты (по разным данным их насчитывается от 2 до 22), которым уже более тысячи лет. Растут они в месте, называемом «Пещера девяти драконов» и круглогодично орошаются бьющими из скалы родниками. Вот за чай с этих кустов и платят несусветные деньги. К счастью, эти сказочные растения дали потомков – более молодых и плодовитых. С них собирают урожай для более многочисленной группы любителей чая, но он все равно не может быть очень дешевым. Это один из самых дорогих чаев, продаваемых на аукционе в Гонконге и Гуанчжоу. В 2005 году Да Хун Пао стал победителем – немыслимые деньги (685 тысяч долларов) знатоки отдали за килограмм этого чая. О происхождении чая «Да Хун Пао» рассказывает красивая легенда. Однажды, император династии Мин ехал на юг с неизлечимо больной матерью. Она была родом из тех краев, и мечтала умереть на родине. Остановившись на ночлег у гор Уишань, император напоил ее чаем из листьев росшего неподалеку куста. Как ни странно, наутро матери стало легче, а еще через неделю она выздоровела. В благодарность император пожаловал чайному кусту, настой листьев которого излечил его мать, свой драгоценный красный халат. С тех пор чай «Да Хун Пао», собираемый на рассвете двенадцатью девственницами, регулярно поставлялся к императорскому двору. Хотя, может, все дело в том, что верхние листочки этих кустов имеют красноватый оттенок. Чайный настой Да Хун Пао приобретает темный, красновато-оранжевый цвет. А вкус вначале – насыщенный, чуть терпкий, затем становится сладковатым, с легкими фруктовыми нотками. С каждой заваркой цвет, вкус и аромат Да Хун Пао меняются – как будто Вы пьете новый чай. Если хранить чай правильно, Да Хун Пао будет менять год от года свои качества и становиться даже лучше. Это чай – долгожитель. Неизменным атрибутом китайской чайной легенды также являются Девы, собирающие чайный лист… Существует легенда, согласно которой чай Да Хун Пао с четырех материнских кустов (то есть с тех кустов, с которых начался этот сорт чая) вот уже на протяжении пятисот лет собирают одни и те же Чайные Девы, сберегающие вечную молодость долгим сном в тайных пещерах, пробуждающиеся лишь тогда, когда нужно собирать чай, и защищающиеся от старения в краткие часы бодрствования ароматом чайных листьев. Согласно легенде, сын наместника провинции, в которой растет этот чай — юноша благородный и благочестивый — увидев Чайных Дев за работой, забыл всех женщин Поднебесной и захотел жениться на одной из Дев. Отправившись следом за Девами, он нашел их пещеры, но, увидев их приготовления ко сну, был сражен их чистотой и невинностью — и навсегда остался сохранять их покой от непрошенных гостей. Всех, кто ищет Дев, он встречает на полпути к пещерам в разных образах, предлагает услуги проводника и уводит в горы, где растут Чжи — грибы мудрости и смирения. Отведав тех грибов, ищущие Дев забывают о своих намерениях и возвращаются домой, сохранив в душе ощущение прекрасной тайны. Невинная Дева – это старинный архетипический символ, присутствующий во всех мировых мифах. Это и символ пробуждающейся весной силы Великой Матери, материальное воплощение потенции Великой Богини. Чай, собранный Чайными Девами, разительно отличается от обычного чая. К сожалению, этого чая очень мало — в год во всем мире его собирается не более 100 тонн (против примерно 2 миллионов тонн обычного чая) и до рядового потребителя «девственный» чай не доходит. Он раскупается коллекционерами и ценителями роскоши, главным образом — из Японии и Великобритании. Среди этих любителей чая есть знатоки, способные по вкусу и аромату заваренного чая определить, из какой страны и какого возраста Чайные Девы его собирали, а по форме чаинок в сухой заварке — угадать их самые сокровенные их мысли…

 

Приятных вам чаепитий!

Ирина Соловьева

По материалам клубов «Чайная Лодка»,

«Бамбуковая беседка”, Википедии

Пьет свой утренний чай

Настоятель в спокойствии важном.

Хризантемы в саду.

(Мацуо Басё)

 

Сегодня мы поговорим о легендах, связанных с этим чудесным напитком, ведь традиции выращивания чайных кустов насчитывают уже не одно тысячелетие. Согласно китайской традиции, чай был открыт культурным героем Шэнь-нуном, покровителем земледелия и медицины, одним из Трёх Великих, создавших все ремёсла и искусства. По преданию, император Шэнь-нун путешествовал в поисках целебных трав с котлом на треножнике, в котором кипятил воду для целебных отваров. В 2737 году до н. э. в котел с кипятком упали несколько листочков чайного дерева. Отвар показался вкусным и вызвал бодрость. С тех пор Шэнь-нун не пил других напитков. В современном Китае Шэнь Нуна почитают, как чайного Бога и благодарят за то, что он подарил людям чай. После Шэнь Нуна чай долгое время употребляли в качестве лекарства и сейчас он также известен как покровитель медиков. Другая легенда о происхождении чая повествует, что его открыл один наблюдательный китайский пастух, который обратил внимание, что пожевавшие листья с чайного куста овцы становятся необычайно резвыми. Отведав настой из таких же листьев и испытав при этом невиданный доселе прилив бодрости, любознательный пастух убедился в правильности своей догадки. Другой миф, более позднего происхождения, приписывает открытие чая основателю чань-буддизма Бодхидхарме, который все дни проводил в посте и молитвах. Согласно легенде, во время медитации в 519 г. н. э. явился ему сам Будда. Потрясенный таким чудом Бодхидхарма решил отныне молиться не смыкая глаз. Но как-то раз он не выдержал, веки его сомкнулись, и монах уснул. “Во всем виноваты мои веки!” – решил мудрец и, отрезав их, бросил на землю. Весной на этом месте выросло небольшое растение с сочными листьями и душистым запахом. Его листья обладали удивительным свойством: они прогоняли сон. Позднее ученики Бодхидхармы стали заваривать эти листья горячей водой и пить чудодейственный напиток, помогающий надолго сохранять бодрость. На самом деле чайная церемония возникла в Китае задолго до появления буддизма. Многие источники повествуют о том, что её ввёл ещё Лао-цзы. По преданиям, именно он, примерно в V веке до н.э., предложил ритуал заваривания напитка «золотого эликсира». Этот ритуал процветал в Китае много веков, вплоть до монгольского нашествия. Позже китайцы свели церемонию с «золотым эликсиром» к простому завариванию высушенных определённым образом листьев чайного куста. Вообще, подобных легенд много, но в каждой из них говорится, что родина чая – Китай. Когда этот продукт появился в Европе, его ошибочно назвали “китайская травка”. На самом деле напиток готовят из листьев, по-китайски молодой листочек – “тцяй-йе”. Отсюда и слово “чай”. Кстати, определение “байховый” тоже позаимствовано из китайского, “бай-хоа” в переводе – “белые реснички”. Действительно, изнанка чайного листа покрыта тонкими серебристыми волосками, похожими на ресницы. Однако в современной промышленности байховым называется рассыпной чай, в отличие от прессованного. Путь чая на Запад — это долгая история. И, несмотря на то, что формально границы таинственной Поднебесной уже не первый век открыты для иноземцев, а чайные кусты выращивают в 18 провинциях и автономных районах Китая, многие свои секреты, в том числе и чайные, «эгоистичные китайцы» по-прежнему хранят от чужого глаза, открывая их лишь избранным. Очень распространено мнение, что секрет хорошего чая скрыт в сорте чайного куста, условиях его произрастания, технологии обработки и прочих технических мелочах. Именно на узнавание этих мелочей были потрачены многие и многие усилия европейцев, желающих выведать у китайцев тайну их чая. Европейцы выяснили все. Заполучили семена и саженцы чайных кустов, воспроизвели агрокультуру и даже вывезли из Китая чайных мастеров — но производимый на новых чайных плантациях (в Индии) чай не дотягивал до лучших китайских сортов. Потому что лучший чай — это не только выверенная столетиями технология. Согласно устоявшейся в Китае традиции, самый лучший чай — тот самый, что подносился императорам и тот, что в исключительно редких случаях доводилось пробовать европейцам — с чайных кустов собирают молодые невинные девушки или монахи, чистые душою и телом. «У сборщиков урожая, — считали мудрецы, — должны быть чистые мысли и тела, дабы чайные кусты впитывали в себя чистую энергию». Чай — очень тонкое растение, он очень чутко реагирует на окружающее пространство. А потому, чем дальше от цивилизации выращивается чай, тем он дороже. Согласно легенде чай Да Хун Пао с четырех материнских кустов (то есть с тех кустов, с которых начался этот сорт чая) вот уже на протяжении пятисот лет собирают одни и те же Чайные Девы, сберегающие вечную молодость долгим сном в тайных пещерах, пробуждающиеся лишь тогда, когда нужно собирать чай и защищающиеся от старения в краткие часы бодрствования ароматом чайных листьев. Говорят, что сын наместника провинции, в которой растет этот чай — юноша благородный и благочестивый — увидев Чайных Дев за работой, забыл всех женщин Поднебесной и захотел жениться на одной из Дев. Отправившись следом за Девами, он нашел их пещеры, но, увидев их приготовления ко сну, был сражен их чистотой и невинностью — и навсегда остался сохранять их покой от непрошенных гостей. Всех, кто ищет Дев, он встречает на полпути к пещерам в разных образах, предлагает услуги проводника и уводит в горы, где растут Чжи — грибы мудрости и смирения. Отведав тех грибов, ищущие Дев забывают о своих намерениях и возвращаются к людям, сохранив в душе ощущение прекрасной тайны. Легендой является и сам чай Да Хун Пао (Da Hong Pao) – в переводе Большой Красный Халат – северофуцзяньский материковый Улун. Выделяется среди утесных чаев, знаменитых со времен династии Цин. Редкость и дороговизна этого чая связана с тем, что кусты, с которых его собирают, растут лишь на склонах горы Уи. Более того, существуют некие аутентичные чайные кусты (по разным данным их насчитывается от 2 до 22), которым уже более тысячи лет. Растут они в месте, называемом «Пещера девяти драконов» и круглогодично орошаются бьющими из скалы родниками. Вот за чай с этих кустов и платят несусветные деньги. К счастью, эти сказочные растения дали потомков – более молодых и плодовитых. С них собирают урожай для более многочисленной группы любителей чая, но он все равно не может быть очень дешевым. Это один из самых дорогих чаев, продаваемых на аукционе в Гонконге и Гуанчжоу. В 2005 году Да Хун Пао стал победителем – немыслимые деньги (685 тысяч долларов) знатоки отдали за килограмм этого чая. О происхождении чая «Да Хун Пао» рассказывает красивая легенда. Однажды, император династии Мин ехал на юг с неизлечимо больной матерью. Она была родом из тех краев, и мечтала умереть на родине. Остановившись на ночлег у гор Уишань, император напоил ее чаем из листьев росшего неподалеку куста. Как ни странно, наутро матери стало легче, а еще через неделю она выздоровела. В благодарность император пожаловал чайному кусту, настой листьев которого излечил его мать, свой драгоценный красный халат. С тех пор чай «Да Хун Пао», собираемый на рассвете двенадцатью девственницами, регулярно поставлялся к императорскому двору. Хотя, может, все дело в том, что верхние листочки этих кустов имеют красноватый оттенок. Чайный настой Да Хун Пао приобретает темный, красновато-оранжевый цвет. А вкус вначале – насыщенный, чуть терпкий, затем становится сладковатым, с легкими фруктовыми нотками. С каждой заваркой цвет, вкус и аромат Да Хун Пао меняются – как будто Вы пьете новый чай. Если хранить чай правильно, Да Хун Пао будет менять год от года свои качества и становиться даже лучше. Это чай – долгожитель. Неизменным атрибутом китайской чайной легенды также являются Девы, собирающие чайный лист… Существует легенда, согласно которой чай Да Хун Пао с четырех материнских кустов (то есть с тех кустов, с которых начался этот сорт чая) вот уже на протяжении пятисот лет собирают одни и те же Чайные Девы, сберегающие вечную молодость долгим сном в тайных пещерах, пробуждающиеся лишь тогда, когда нужно собирать чай, и защищающиеся от старения в краткие часы бодрствования ароматом чайных листьев. Согласно легенде, сын наместника провинции, в которой растет этот чай — юноша благородный и благочестивый — увидев Чайных Дев за работой, забыл всех женщин Поднебесной и захотел жениться на одной из Дев. Отправившись следом за Девами, он нашел их пещеры, но, увидев их приготовления ко сну, был сражен их чистотой и невинностью — и навсегда остался сохранять их покой от непрошенных гостей. Всех, кто ищет Дев, он встречает на полпути к пещерам в разных образах, предлагает услуги проводника и уводит в горы, где растут Чжи — грибы мудрости и смирения. Отведав тех грибов, ищущие Дев забывают о своих намерениях и возвращаются домой, сохранив в душе ощущение прекрасной тайны. Невинная Дева – это старинный архетипический символ, присутствующий во всех мировых мифах. Это и символ пробуждающейся весной силы Великой Матери, материальное воплощение потенции Великой Богини. Чай, собранный Чайными Девами, разительно отличается от обычного чая. К сожалению, этого чая очень мало — в год во всем мире его собирается не более 100 тонн (против примерно 2 миллионов тонн обычного чая) и до рядового потребителя «девственный» чай не доходит. Он раскупается коллекционерами и ценителями роскоши, главным образом — из Японии и Великобритании. Среди этих любителей чая есть знатоки, способные по вкусу и аромату заваренного чая определить, из какой страны и какого возраста Чайные Девы его собирали, а по форме чаинок в сухой заварке — угадать их самые сокровенные их мысли…

 

Приятных вам чаепитий!

Ирина Соловьева

По материалам клубов «Чайная Лодка»,

«Бамбуковая беседка”, Википедии