Иногда мы, родители, в своем стремлении поддержать малыша и помочь ему скорее повзрослеть можем оказаться в достаточно забавном положении. Одна из мам комьюнити поделилась со мной такой историей. Решив, что 2 ее ребенка уже достаточно большие, чтобы верить в Санта Клауса, и не желая, чтобы детей дразнили в школе, она решила сама объяснить детям ,что Санта Клауса не существует. Детям на тот момент было 8 и 7 лет. Новость детей ужасно расстроила, целый день они ходили мрачнее тучи, а вечером, когда пришла пора оставлять Рудольфу ( оленю) и Санта Клаусу гостинцы, дети подошли к маме и сказали: «Знаешь что, мы еще слишком маленькие ,чтобы не верить в Санта Клауса, дай нам морковку для Рудольфа пожалуйста!» На мой взгляд, очарование этой истории на в том, что детская душа нуждается в вере в чудо! И стоит ли отнимать эту веру слишком рано? В каждой семье есть своя легенда о вере детей в чудо и Деда Мороза. Но все-таки: когда и как обсудить с ребенком, есть ли свете Санта Клаус ? Если ребенок сам спросил вас, не вы ли с папой подкладываете подарки под Рождественскую ёлку, то можно поговорить о том, какие ценности олицетворяет собой Санта Клаус, и о том, в чем заключается сам дух Рождества.

 

Возможно, ребенок начинает осознавать всю сложность логистики, необходимой для одновременной доставки за одну ночь на летающих оленях миллионов подарков, либо его удивляет массовое нашествие в универмаги и торговые центры ряженых старичков-эльфов, но примерно в возрасте 7 лет дети обычно начинают сомневаться в существовании Санты объясняет профессор кафедры педиатрии Университета Шербрука (пров. Квебек) Клод Сир. Хотя по моим наблюдениям и опыту мам нашего комьюнити скачок скорее происходит ближе к 8-9 годам и во многом спровоцирован беседами в школе.

 

Все дело в том, что в этом возрасте у детей происходит значительный рывок в развитии мыслительных процессов. Так, детям помладше присуще так называемое магическое мышление.. Для них вполне естественно, что Санта Клаус всегда все видит и знает, хорошо или плохо вел себя ребенок в течение года. У них также не вызывает никаких сомнений тот факт, что Санта вот так запросто может в Рождество проникнуть в любой дом через камин, ведь он – волшебник! Моя дочь примерно в 4 года спросила меня: «Как Санта пролезает в трубу и не пачкается?» Ответ, что у него волшебный костюм, вполне ее удовлетворил. В возрасте семи лет дети уже приобретают способность отличать фантазию от реальности. Они переходят к более конкретному образу мышления, чаще задают себе вопросы, что хорошо, а что плохо, что – правда, а что – выдумка. Что же делать родителям? Задавая своим родителям вопрос, а существует ли Санта на самом деле, дети, подчеркивает Сир, надеются узнать от них всю правду. Но какую правду? При этом ответ родителей может быть сформулирован таким образом, чтобы позволить им в первую очередь самим понять, какое представление о мире сложилось у ребенка. Ведь часто случается, что ребенок услышал что-то в школе, но сам еще не готов принять горькую правду и нуждается в вашей помощи, чтобы убедится, что чудо все-таки существует. Обычно в таком случае хорошо бы ответить вопросом на вопрос: «А как ты думаешь?» Гораздо важнее при этом услышать ответ самого ребенка, чем дать ответ самому, так как в этом случае мы даем детям возможность озвучить все их надежды, мечты и догадки. Если ребенок скажет мне: «Я думаю, что он существует», – лучше ответить: «Я думаю, ты прав». Если же, наоборот, ребенок ответит: “Я не верю, что он существует, я думаю, это всё вы придумали”, – взрослые могут развить эту тему, объяснив, что сам дух Рождества – доброта, щедрость и радость – при этом остается настоящим. Одна из мам поделилась со мной такой историей. Ее сын пришел к ней и рассказал, что его друг не верит в Санта Клауса и считает, что его не существует. Мама подтвердила правоту друга насчет Санты. Ребенок кивнул и развернулся уходить, но тут спросил: «А зубная фея тоже не существует?», – «Да, тоже»,- подтвердила мама, и тут сын разрыдался! Желательно быть предельно осторожными, дабы не разрушить веру в чудо, ведь вера в чудо может очень помочь и во взрослой жизни!

 

Сир предлагает еще один подход. Он рекомендует отвечать на подобный вопрос следующим образом: “Я не уверен, существует он или нет, потому что никогда его не встречал. Но представь, как бы это было здорово, ведь он, похоже, такой добрый, замечательный человек!” Я, например, всегда пользуюсь этой формулой, отвечая на вопросы о феях и Дедушке Морозе.

 

По словам Сира, период “двойственной веры” является закономерным этапом в развитии детского мышления. Зачастую это происходит на фоне нежелания ребенка «подвести» своих родителей… Вы можете объяснить ребенку, что отныне ему придется искать ответы на некоторые вопросы в своем сердце и самостоятельно принимать решение, во что он хочет или не хочет верить.

 

С другой стороны, бывает и обратная ситуация. Ребенок уже готов к взрослению. По результатам одного исследования, дети склонны гордиться тем, что смогли наконец «вырасти» из этапа веры в Санта Клауса, в то время как их родители обычно относятся к этому времени с ностальгией.

 

Справиться с этой мимолетной тоской по тем временам, когда ваши дети еще верили в чудеса, очень просто. Родителям достаточно лишь пробудить в детях интерес к созданию Рождественского волшебства и стараться поддерживать их в роли многочисленных помощников Санты. “Когда наши дети догадались, что его на самом деле не существует,”- рассказывает одна из семей моих канадских друзей,- “мы приобщили их самих к поддержанию сказочной Рождественской атмосферы для детей помладше.”

 

Это интересно:

 

Несмотря на то, что ряд экспертов ставят под сомнение этическую составляющую создания и поддержания всеобщей веры в Санта Клауса среди маленьких детей, большая часть исследователей при этом соглашаются, что никакого вреда подобная культурная практика при этом не приносит. Так, психиатр из Великобритании Линда Брин утверждает, что существует достаточно доказательств того, что это идет только на пользу детям. В своей недавней статье она пишет, что “легенда о Санта Клаусе – это, по сути, мощный инструмент, который можно использовать для стимуляции развития социальных и когнитивных навыков, что особенно важно в условиях современного техногенного общества, в котором дети взрослеют намного раньше.”

 

Исследования показывают, что вера в Санта Клауса также способствует развитию воображения, поощряет в детях такие качества, как доброта, взаимопомощь, укрепляет семейные узы, а также заставляет задуматься о нуждах и потребностях ближнего. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать письма детей, обращенные Санте: очень часто дети просят что-то не для самих себя, а для других, включая больных и бедных.

 

Ирина Маркович