Давая сумму на карманные расходы, некоторые родители боятся, что деньги испортят ребенка. Это является отголоском довольно распространенного мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребенку не следует иметь дела. Поэтому многие, уступая настойчивым просьбам ребенка дать деньги “на мороженое”, испытывают смутное чувство вины.

 

В предыдущем номере обсуждалось «зачем давать детям карманные деньги», в этом номере предлагаю рассмотреть вопрос, как это сделать так, чтобы добиться максимального воспитательного эффекта. Вопрос «Как?» напрямую зависит от вопроса «Зачем?».

 

Если вы решили дать ребенку возможность самому покупать себе вожделенные игрушки, одежду и прочие ценные, с его точки зрения, предметы, убедитесь, что размер суммы, выделяемой на карманные расходы, достаточно большой. Учитывая цены на современные игрушки, собирать деньги по доллару в неделю можно очень долго.

 

Если же вы решили, что вы хотите обучить ребенка распоряжаться финансами, проведите подготовительную образовательную работу. Например, существует такой вебсайт www.ThreeJars.com, на котором дети могут учиться управлять финансами по общепринятой в Канаде схеме: Отложить (Save), Потратить (Spend), Благотворительность (Share). Кстати, имеет смысл обсудить ваши семейные приоритеты и хорошие привычки в управлении деньгами. Хотите ли вы, что бы ваш ребенок откладывал деньги на покупки? Считаете ли вы нужным тратить на благотворительность и, если – да, то сколько? Считаете ли вы возможным покупать дорогие вещи хорошего качества, либо предпочитаете покупать более дешевые? И так далее. Очень полезно составить список расходов, которые вы уже оплачиваете и которые, как вы ожидаете, будут покрываться ребенком из его карманных денег. Обсудите этот список с ребенком и меняйте его в зависимости от изменения потребностей вашего ребенка.

 

На одном из российских сайтов я встретила систему управления финансами также состоящую из трех категории, правда вместо «Благотворительность» там предлагалось ввести категорию «Отдать кредит» (!). Очевидно, что данная схема не направлена на создание позитивных навыков управления деньгами. Ведь предполагается, что вы уже набрали большое количество займов, плюс отсутствует вариант благотворительности – и кого мы получаем в итоге? Безответственного потребителя, а вам как кажется? В России выпустили неплохую серию мультфильмов «Уроки тетушки совы», «Азбука денег или как помочь ребенку вырасти богатым». На мой взгляд, многие концепции, затронутые в этих мультфильмах, достаточно взрослые. Например: «потребности и возможности», «цена и ценные вещи», «банки» «кредиты и депозиты» и детям они даются достаточно тяжело.

 

Проговорив с детьми основные принципы пользования деньгами, позвольте им набить свои шишки. Процесс овладевания данными навыками достаточно длительный (иногда занимает всю жизнь), но практикуясь в экономии и разумных тратах, дети совершенствуют свои навыки. Дети ни на чем не учатся так хорошо, как на своих ошибках. Одна же из основных ошибок родителей – это навязывание чадам «правильных» решений. Дайте им сделать то, что они хотят, и дайте им испытать последствия своего решения. Ведь не корову же вы проигрываете, в самом деле! Хотя в наше время, учитывая возможности интернета, можно потратить гораздо большие деньги, чем стоит корова!

 

Конечно, получив возможность быть обладателем пусть и небольших, но настоящих денег, ребенок может не побороть искушения и потратить сумму, выделенную на неделю, сразу. Не следует обвинять его. Обсудите вместе, почему так получилось, что чувствует ребенок сейчас, а что он мог бы чувствовать, если бы у него осталась часть денег. Постарайтесь прийти к взаимному соглашению без нравоучений. Если такие случаи повторяются, разделите общую сумму на более мелкие части и выдавайте их ребенку чаще – два или три раза в неделю. Очень важен различный подход к разным детям. Как известно все дети взрослеют с разной скоростью, как физически, так и эмоционально. Паззл “Управление деньгами” состоит из множества кусочков, начиная с базовых математических навыков и заканчивая сложными когнитивными концепциями. Кто-то в 6 лет способен постичь базовые финансовые понятия, а кто – то и в 10 лет весьма далек от этого. Родителям нужно быть готовыми видоизменять методики обучения в зависимости от готовности ребенка.

 

По результатам многих разговоров как с вновь прибывшими, так и с канадцами в N-ном поколении я убедилась, что очень многие в Канаде предпочитают выдавать детям фиксированную сумму карманных денег либо ежемесячно, либо еженедельно. Если же дети выполняют дополнительные работы по дому – типа, собрали листья у соседа, покрасили забор и т.п. – за это выдаются дополнительные деньги. Таким образом, важно помнить, что карманные деньги – это не награда за хорошее поведение и не плата за помощь по дому. Главная их цель – научить ребенка тратить деньги, делая различные покупки и неся ответственность за свой выбор.

 

Обратите внимание, что слишком строгий контроль с вашей стороны уничтожит смысл обладания карманными деньгами. Кстати, иногда советуют связать день выдачи карманных денег с днем вашей зарплаты. Предполагается, что это может помочь ребенку осознать факт, что деньги надо распределять так, чтобы «дотянуть» до следующей (вашей) зарплаты. Достаточно много разногласий по поводу размера суммы. Однозначно, она должна быть такой, которую вы можете осилить. Многие сходятся во мнении, что доллар за каждый прожитый год – это достаточно. Т.е в пять лет ребенок получает 5 долларов в месяц, а в 10 лет – 10. Обычно увеличивают сумму карманных денег в день рождения. Если ребенок не согласен с выдаваемой суммой, либо сравнивает себя с другими детьми, можно обсудить с ним семейный бюджет, показав сколько денег приходит в дом, и куда они уходят, тем самым дав понять, есть ли возможность для дополнительных расходов или нет.

 

Самое главное: не выдавайте ребенку карманных денег, пока он сам не проявил к этому интерес!

 

Ну и последнее, если вы все же хотите воспитать в ребенке ответственность и самостоятельность будьте готовы предоставить ему свободу в том, как и куда тратить деньги. В тоже время, несмотря на то, что родители должны доверять ребенку и верить, что он примет правильные решения, все-таки контроль над тем, как тратятся деньги, осуществляться должен. Речь о характере покупок, о разумности траты, о качестве купленной вещи и о возможности сделать более выгодное приобретение. Кстати, мы осваивали эти понятия во время игры в Вебкинз. Мой ребенок быстро осознал, что заботиться об одном подопечном легче, чем о трех. Так как деньги зарабатываются один раз, а тратятся на троих! Пусть первые траты ребенка вас не пугают. Даже, если в первый раз на свои карманные деньги ребенок купил сигареты, лучше объяснить, почему не стоит их покупать в следующий раз, чем совсем лишать собственных средств.

 

Оговорите сумму карманных денег и выплачивайте ее регулярно. Имейте в виду, что выклянчивая у родителей различные суммы в зависимости от их настроения, самочувствия или текущей финансовой ситуации в семье, ребенок приучается отнюдь не к рыночным добродетелям соблюдения контракта и планирования собственных расходов, а усваивает рабскую философию просителя, полностью зависимого от настроения дающего.

 

Многие исследователи подчеркивают, что способность молодого поколения управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами. Карманные деньги являются одним из важнейших способов экономической социализации детей. К тому же:

 

• распоряжение деньгами развивает в детях умение считать и выбирать, общаться и договариваться, терять и беречь, сравнивать и терпеть;
• владение собственностью повышает самооценку ребенка, ответственность и самостоятельность;
• обладание деньгами позволяет ребенку узнать и понять себя, свои потребности, возможности и цели;
• с помощью денег ребенок познает других и учится строить с ними не только человеческие, но и финансовые отношения.

 

Несмотря на всю важность овладения навыками управления финансами, напоминайте ребенку почаще, что деньги – это средство для получения чего-то, а не цель сама по себе; и что величайшее удовольствие в жизни люди получают не от материальных вещей, а от времени, потраченного на те или иные вещи.

 

Ирина Маркович