Кто из нас не хочет, чтобы наше дитятко, достигнув самостоятельного возраста, было финансово ответственным, не тратило денег на ерунду и достигло существенного благосостояния? Как же этого добиться? Обычно этот навык естественным образом усваивается в семье. Отношение ребенка к деньгам определяется тем, как его родители тратили деньги, каково было финансовое благосостояние семьи, и каковы были преобладающие приоритеты и семейные ценности. Мое личное мнение, что врожденные качества ребенка – такие, как его темперамент и математические способности, оказывают существенную роль на формирование его отношения к деньгам. Несколько лет назад канадские ученые опубликовали исследование, подтверждающее, что дети, обладающие хорошими математическими способностями и успевающие в школе по математике, оказались более успешны финансово во взрослой жизни. Вы удивлены? Я думаю не очень. В Канаде финансовому образованию детей уделяется огромное внимание, несколько лет назад ввели даже предмет в начальной школе, посвященный финансовой грамотности. Немного статистики: 85% канадских родителей считают выдачу денег на расходы очень хорошей идеей, при этом 41% обеспечивают своих детей карманными деньгам. Начинают выдавать карманные деньги с 7 лет, а в 16 лет перестают.

 

Карманные деньги также являются частью культуры, в которой нормой является с раннего возраста платить детям за выполненную работу (задачу), прочитанные страницы, хорошие оценки, а также зарабатывать чисткой снега или продажей лимонада. Предполагается, что такой подход научит детей, что деньги даются «потом и кровью».

 

Не знаю как сейчас, но во времена счастливого советского детства вопрос финансирования подрастающего чада решался по-разному: в основном мама, бабушка или папа давали деньги на кино и мороженое, кому-то платили, хотя я не помню, чтобы это было широко распространенной практикой. Например, мне, по негласной договоренности, доставалась мелочь после похода в магазин. Своего рода комиссионные за выполнение задачи, хотя никто этого не озвучивал, просто так было заведено. Я помню, мы также искали мелочь на земле (особенно у магазинов и водосточных решеток, а также у фонтанов можно было рассчитывать на хороший улов). Регулярного поступления денег особо не наблюдалось и скинуться втроем на один стаканчик мороженого за 8 коп. было нормой. В таких условиях планировать накопления детям было довольно затруднительно, если не сказать невозможно. Судя по всему, в дальнейшем веяния несколько изменились и сейчас дети могут рассчитывать на более регулярные поступления карманных денег.

 

В настоящее время, когда денежные подарки детям стали весьма распространены, как и еженедельная выдача карманных денег, детские накопления стали более реалистичными. Я даже слышала о случаях, когда дети 8 – 10 лет финансировали турпоездку или даже были обязаны покупать себе одежду из “собственных” накоплений. Я поставило слово “собственных” в кавычки, так как до момента выхода на работу и первой зарплаты мне не кажется, что ребенок имеет собственные деньги. Скорее, это деньги, выданные ему в пользование родителями или родственниками. В одном из канадских журналов я прочитала совет о том, что размер обеспечения должен соответствовать размеру ожидаемых расходов, например, если вы ожидаете, что ребенок сам покупает себе одежду (!) или оплачивает свои ланчи, размер обеспечения должен это учитывать. Лично мне кажется, это все-таки перебор.

 

Поэтому, прежде чем решать давать или не давать карманные деньги и если давать, то сколько, я бы предложила в первую очередь решить ЗАЧЕМ? Чего вы хотите добиться, и каково воспитательное значение карманных денег:

 

– привить ребенку навыки управления финансами; – воспитать ответственность и самостоятельность; – дать возможность набить шишки и остаться на мели без реальной опасности остаться на мели и без куска хлеба; – откупиться от детей и их нужд и пусть сами решают, что они хотят себе купить и не морочат вам голову; – дополнительная возможность воздействовать на ребенка посредством лишения его карманных денег.

 

На мой взгляд, важнейшим воспитательным значением собственных денег является развитие критического мышления.

 

“Корыстное материалистическое общество постоянно нас обучает, причем учит нас не мышлению, а потреблению. <…> У детей, которым была дана ответственность и свобода эту ответственность реализовать, развито критическое мышление. Они научились сами решать, что приносит им удовлетворение, а что – нет. А тот ребенок, чья проницательность и воля на протяжении многих лет подавлялись… вырастает идеальным кандидатом на роль незадачливого потребителя всего, что поступает в продажу” С. Харрисон

 

Канадская культура, тем не менее, в большинстве случаев рассматривает собственные деньги как «песочницу для овладения навыками домашнего бюджета», об этом пишут многие канадские журналы по воспитанию детей.

 

Ответив для себя вопрос «зачем», можно перейти к вопросу «как сделать так, чтобы карманные деньги стали эффективным средством воспитания, а не наоборот». Об этом мы поговорим в следующем номере.

 

Ирина Маркович,
по материалам канадской и российской прессы
и интервью с членами коммьюнти