Parenting Your Anxious Child – это название семинара, на который я сходила в этом году в Ontario Early Years Centre от “Zero2Six” (подразделение Lutherwood, которое занимается психологическими проблемами детей).

 

Что значит само название семинара? Из перевода названия – что-то типа, “Как воспитывать беспокойного ребенка”. Но по сути – anxiety в данном случае уже приближается к неврозу. Одна мама спросила, чем отличается “worried child ” от “anxious child”. Ведущая объяснила, что “worried” (озабоченный, встревоженный) – это когда ребенок просто волнуется из-за чего-либо, а “anxious child” – когда эти волнения уже переросли в физиологические проблемы: у ребенка болит голова, схватывает живот, иногда его даже рвет, пропадает аппетит, или, наоборот, ребенок начинает слишком много есть, закатывает истерику, т.е. нервозность настолько сильна, что уже “влияет на жизнь ребенка” (по выражению ведущей). Очень важно подобные состояния прорабатывать вместе с ребенком, а в идеале, конечно, предотвращать.

 

Откуда берется подобная нервозность? По трем причинам: а) биологическая чувствительность (т.е. от природы); б) черты характера; в) стрессы.

 

Как помочь беспокойному ребенку? Кое-что из разряда общеизвестного (здоровое питание, хороший сон, занятия спортом и т.п.), но есть и весьма интересные моменты.

 

Например, распорядок дня: последовательный, предсказуемый, по возможности, поддающийся контролю самого ребенка. Можно для удобства ребенка использовать графические изображения: для детей помладше; или схемы – для детей, умеющих читать, – для повседневных рутин: скажем, как правильно одеваться: сначала – белье, потом – носки, пуловер, брюки, куртку, ботинки. Т.е. тогда ребенок не оденет куртку на голое тело, и ему не придется начинать все с начала. Своего рода, календарь, “ежедневник” для малышей. Можно привлекать детей к различным занятиям: например, вместе с вечера собирать школьный рюкзак.

 

Воспитание: твердое и последовательное. Предсказуемые ожидания (в соответствии с возрастом! Не стоит ожидать, что 2-летний ребенок сам полностью оденется) и последствия.

 

Очень важно понимать чувства ребенка и научить его понимать его собственные чувства.Как помочь ребенку идентифицировать чувства, эмоции?

 

1) называть их (“ты рассержен”, “тебе обидно”, …), проговаривать, пытаться понять;

 

2) чувства можно определить по внешним признакам: сжатые кулаки, красное лицо, головная боль, комок в горле, трясущиеся конечности, холодные руки и ноги, потеря речи (т.е. ребенок не может  говорить), боли в животе, отказ от еды или наоборот, ребенок начинает усиленно есть, – все это могут быть признаки беспокойства.

 

Надо дать ребенку возможность проговорить эти чувства. Например, ребенок боится идти на день рождения, его страхи: “Я буду одинок, мне не с кем будет играть”. “А кто еще кроме тебя приглашен? Пригласили ли кого-либо, кого ты знаешь?” “Боба… Джона… Анну…” “Вот видишь, ты знаешь уже троих из приглашенных детей. Ты можешь пообщаться с ними!”

 

Помимо просто разговора, можно смоделировать ситуацию с помощью пальчиковых кукол: т.е. проиграть всю ситуацию дня рождения с пальчиковыми куклами.

 

Если ребенку предстоит какое-либо выступление, можно предложить ему сначала рассказать все родственнику, или позвонить рассказать другу, т.е. как бы “отрепетировать” заранее на благожелательной публике.

 

Как ребенок может высказать, что он чувствует, что его беспокоит? Например, он может высказать, что это не его чувство/эмоция, а Супермена, Золушки, его друга Боба или Синди, и т.п. Так ему может быть легче рассказывать об этих эмоциях.

 

Ребенку необходимо обеспечить поддержку, утешение, успокоить его: обнять, поговорить, спеть, рассказать истории из жизни, почитать книжки, например, The Kissing Hand / by Audrey Penn (хороша для подготовки к школе), или When I feel afraid / Cheri J. Meiners. В этих книгах описываются ситуации, с которыми может столкнуться ребенок.

 

Также можно делать небольшие памятки ребенку для моральной поддержки. Например, если ребенок первый раз идет в школу, можно положить ему в контейнер для завтрака какую-нибудь смешную рожицу, или записку (если он уже умеет читать), одним словом, нечто, что напоминало бы ему: “Я – рядом! Я с тобой!” Совсем маленькому ребенку можно поставить штамп на руку, или приклеить маленькую наклеечку (стикер), которая бы напоминала о родительской поддержке.

 

Не стоит отметать страхи ребенка как несостоятельные, а наоборот надо их признавать, и, конечно же дать понять, что он может опереться на родителя.

 

Нам рекомендовали один интересный сайт: http://connectability.ca/, я сейчас сижу его изучаю. Там, кстати, можно скачать бесплатно много разнообразных ситуативных картинок для детей.

 

Очень интересны разнообразные методики, которые рекомендуют для помощи и успокаивания ребенка.

 

1. Метод решения проблем STOP plan: я бы назвала это “борьбой с самонакручиванием” (“У меня не получится”, “Я провалю этот тест”, “Я никому не нравлюсь”, и т.п.; т.е. когда ребенок накручивает себя отрицательными мыслями о еще не случившихся событиях или неподтвержденных ситуациях):

 

“Scared?” – (“Напуган, боишься чего-то?”) – Спросить ребенка, что он ощущает, что происходит с его телом (головная боль, дрожь, схватывает живот, и т.п.).

 

“Thoughts?” – (“Мысли?”) – спросить ребенка, о чем он думает, что происходит в его голове, что он сам себе сейчас говорит.

 

“Other helpful thoughts?” – (“Еще какие-нибудь полезные мысли есть?”) – спросить ребенка, что еще можно придумать в данной ситуации? О чем еще он может подумать? Какие-нибудь позитивные мысли/решения?

 

“Praise and Plan!” – (“Похвалить себя. Спланировать, что сделать в следующий раз”) – пусть ребенок себя похвалит за придуманные решения, а также определит для себя, как он поступит в следующий раз, когда его будут одолевать тревожные неприятные мысли (например, настолько сильные, что вызывают тошноту).

 

Данный метод борьбы с нереалистичными мыслями хорошо и подробно описан здесь: http://www.anxietybc.com/parenting/healthy-thinking-younger-children

 

2. Научить ребенка техникам расслабления:

 

а) воображаемым: например, представить, что твои страхи – облако, и “оттолкнуть облако” руками, или же мысленно “выжать лимон”;

б) мышечное расслабление: сделать 3 глубоких вдоха; сосчитать от 1 до 10 (если не помогло – то затем от 10 до 1); поговорить с кем-нибудь, кому доверяешь; нарисовать картинку; сделать несколько физических упражнений; спеть; подумать о каком-нибудь приятном месте или же посмотреть на картинку приятного места; напрячь и расслабить мышцы.

в) “шкатулка тревог” (“worrybox”) – вот это мне очень понравилось – вырезать из бумаги (или можно из чего-то сделать) червячков, на каждом написать название какого-либо тревожного события/мероприятия, например, “день рождения”, “школа” и положить этих червячков в шкатулку. Потом доставать по одному и прорабатывать, обсуждать с родителем. Своеобразная материализация страхов.

г) Поощрять “позитивные” действия: например, ребенок говорит: “Не хочу идти на детскую площадку, я вечно там падаю”. Вспомнить вместе с ребенком моменты, когда он не падал: наверняка, таких моментов окажется куда больше, чем реальных падений! Или: “Все меня ненавидят, мне никто не улыбается”. Попытаться найти причину, почему ему никто не улыбается: может он сам никому не улыбается? Может, другие дети заняты своими мыслями? Чем-то расстроены?

 

3. Родителям надо обязательно поощрять ребенка, показывать, как они им гордятся, чтобы повысить самооценку ребенка (некоторые из советов):

 

– вывесить работы ребенка в доме;

– поощрять ребенка звонить друзьям и родственникам и рассказывать о своих достижениях, например, оценках в школе, или зачитывать сочинение;

– относиться к ребенку с уважением. Если вы уважаете ребенка, то и он вас;

– открыто демонстрировать ребенку свою привязанность к нему и любовь;

– избегать унижающих комментариев (“ты плохой”, “у тебя идиотская прическа”), т.к. они губят зарождающуюся и развивающуюся самооценку ребенка;

– вместо фокусирования на личности (“ты плохой”) фокусироваться на действиях (“мне не нравится, когда еду швыряют на пол”) и давать идеи, как поступить лучше (“можно просто сказать, “я сыт”);

– вовлекать ребенка в процесс решения проблем, а также дисциплинарный процесс. Пусть он сам скажет, какое должно быть последствие за то или иное поведение. Дать ребенку таким образом возможность контролировать свою жизнь.

– будьте честны с детьми, и они будут честны с вами!

– делитесь с детьми своими чувствами. Выражайте беспокойство, что они поздно приходят домой; гордость – когда они не боятся брать на себя ответственность; не скрывайте, что вы устали, и вам нужна помощь убрать со стола.

– Дать каждому ребенку обязанности по дому в соответствии с возрастом.

– Помочь ребенку ставить перед собой реалистичные цели и задачи в школе, хобби, интересах.

– Четко говорить ребенку, когда он поступает хорошо.

– Избегать заявлений, типа “ты мог бы сделать лучше” (пробежать быстрее, получить более высокие оценки, и т.п.), т.к. это интерпретируется ребенком как “я недостаточно хорош для моих родителей”. Вместо этого спросить, насколько, с его точки зрения, ребенок преуспел, и позволить ему поставить перед собой цель.

– Моделировать собственные ошибки и не стесняться рассказывать ребенку о своих ошибках в детстве. Дети должны знать, что на ошибках – учатся, ничего страшного в них нет (с одной стороны, конечно, да.Но с другой – тут с этим подходом иногда берут через край: все думают, что ошибки – ничего страшного, и поэтому кругом допускают ошибку на ошибке!).

– Не угрожайте детям и не пытайтесь предсказать будущее («Тебе это не понравится», «Ты не справишься»).

– Дайте ребенку его личностное пространство (т.е. комнату, угол), позвольте этому месту быть отражением личности ребенка.

– Рассказывайте детям об их наследии, родственниках и предках. Все это – часть их индивидуальности.

 

4. “Hopping Down the Worry Path” – постепенное, шажок за шажком, достижение своей какой-либо цели в борьбе с тем или иным страхом. Суть такова: Ребенок представляет, что он – кролик, скачущий к огороду с морковкой. Каждый скачок – преодоление очередной стадии своих страхов, – заносится в схему. В конце – “морковка” – достижение цели. Например, ребенок боится оставаться в гостях один надолго. Поэтому первый шаг будет – “Прийти в гости вместе с мамой, мама будет в другой комнате”. Второй шаг – “Прийти в гости вместе с мамой. Мама отлучится на 5 минут”. Третий – “Мама отлучится на 10 минут”. И так далее; “Остаться в гостях на ужин”; “Провести вечер в гостях одному” (Цель достигнута, “морковка” получена). Для старших детей вместо кролика, скачущего за морковкой, можно использовать “термометр страхов” или “лестницу страхов”. Подробно этот способ описан здесь: http://www.anxietybc.com/sites/default/files/HelpChildFaceFears_2b.pdf

 

6. Ролевые представления. С помощью кукол, мягких игрушек и т.п. проиграть ту или иную ситуацию. Взрослый может смешным голосом озвучивать беспокойные, тревожные мысли, и нормальным – обычные.

 

Для детей постарше можно с этой же целью использовать разные очки: “очки беспокойства” и “очки реального мира”. Предложить ребенку попеременно одевать то одну пару, то другую и озвучивать ситуацию с разных точек зрения.

 

Все перечисленное может быть и не актуально для многих детей, но, как говорится, «кто предупрежден – тот вооружен».

 

Надежда Гуткина