Как обычно, с окончанием лета у родителей наступает пора определения своих выросших и повзрослевших детей в различные кружки и секции. Мамы и папы с новыми надеждами и ожиданиями выбирают, в их понимании, лучшее и спешат дополнить школьную программу недостающими, по их мнению, для гармоничного развития ребенка, видами деятельности. В нашем регионе детям предлагают обучение разнообразным полезным и в той или иной мере необходимым в жизни умениям: плавать, кататься на коньках, играть на музыкальных инструментах, рисовать т.д. Некоторые программы предоставляют ребенку дополнительную информацию по той или иной дисциплине и, таким образом, расширяют его знания с целью успешного и более глубокого освоения школьных предметов. Есть программы, которые, на первый взгляд, не имеют цели научить ребенка чему-то конкретному, но которые предоставляют условия для более активной социальной жизни детей под руководством педагогов (скауты, кадеты). Именно они и запоминаются детьми больше всего на всю жизнь…

 

В общем, с этим многообразием взрослым и приходится разбираться… Большинство родителей выслушивают пожелания своих детей и… оставляют выбор за собой, опираясь на свои представления о полезности и значимости тех или иных знаний и умений для своих детей в их настоящей и будущей жизни… И нередко случается, что после нескольких занятий, когда, казалось бы, ребенок должен «втянуться» в обучение и привыкнуть к новому окружению, сын или дочь наотрез отказываются идти туда снова… И наступает пора уговоров, объяснений а, иногда, и сделок…

 

А что на самом деле нужно нашим детям, что является действительно необходимым и важным для них в настоящем и будущем, а что может служить лишь дополнением с точки зрения его психического развития? Какие психологические моменты следует учитывать при выборе послешкольных программ? Попытаемся ответить на эти вопросы с помощью ученых.

 

Развитие ребенка проходит ряд стадий. Мария Монтессори выделяет следующие:

 

Ребенок от 0 до 3 лет – «духовный эмбрион». На этой стадии ребенок активно познает окружающий его мир. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.

 

Ребёнок от 3 до 6 лет – «строитель самого себя» – активно развиваются его органы чувств. Богатая развивающая среда подпитывает активизирующиеся в этом возрасте способности: речевые, сенсорные, социальные, двигательные и др. Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира, а затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.

 

Ребенок от 6 до 9 лет – «исследователь» – пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе.

 

Ребенок от 9 до 12 лет – учёный – интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.

 

Другие ученые, изучающие стадиальность развития, обогатили эту информацию:

 

– от 0 до 3 лет – самый важный период для формирования речи (если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии, а в дальнейшем – и в других познавательных функциях);

– с 2 до 4 лет – период, важный для развития предметного восприятия;

– с 5 до 7 лет – период развития произвольной памяти;

– с 7 до 9 лет – благоприятен для развития произвольного внимания и понятийного мышления;

– с 11 до 17 лет – период развития самосознания.

 

Как мы видим, для решения главных задач возраста на всех возрастных этапах главную роль играет среда. Среда включает в себя все то, что находится вовне ребенка и зависит от характеристик этих объектов. Наиболее важными характеристиками среды для детей являются ее содержательность и упорядоченность.

 

Под содержательностью понимается не столько разнообразие игрушек и пособий, сколько возможность среды предоставить дошкольнику разнообразие ощущений и впечатлений – зрительных (цветовых, световых, формы, пространственных), звуковых (шум, мелодия, речь с богатством интонаций и т.д.), тактильных (тепло, холод, гладкость, шершавость, мягкость, твердость), вкусовых и других. Это очень важно, потому что именно сенсорная чувствительность является фундаментом, на котором развивается человеческий интеллект. 6 – 9 леткам требуется среда, способная обеспечить их возможностью наблюдать, познавать и экспериментировать. Все это прекрасно представлено в самой природе, плюс собственные эксперименты и источники информации. Содержательность среды обеспечивается не только материальными объектами, но в большей мере общением ребенка со взрослыми.

 

Вторая важная характеристика среды – ее упорядоченность. Любые правила и традиции вносят упорядоченность в нашу жизнь. Доказано, что порядок в помещении влияет успокаивающе не только на ребенка, но и на взрослого. Режим дня делает людей более организованными. Непрерывистая, плавная речь способствует расслаблению. Стремление людей к упорядоченности заключается в том, что человек привносит свой ритм во все свои дела. Порядок в отношениях со взрослыми делает отношения предсказуемыми для ребенка и влияет на чувство его безопасности и, безусловно,  является необходимым условием в воспитании. Все это создает возможности для эффективного познания и развития.

 

Вот и получается, что развитие ребенка целиком зависит от личности взрослого, от его умения организовать развивающую среду и общение, от его умелого вмешательства.

 

Общение со взрослым является определяющим в развитии на всех этапах детства, но особенно велика его значимость в первые 7 лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека (человеческие качества, нравственное сознание, духовность). Причем, чем меньше ребенку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослыми, тем больше ответственности лежит на взрослых за содержание и качество общения, и тем привередливее надо быть родителям при выборе ребенку руководителя секции или кружка.

 

Ребенку нужна атмосфера, в которой он будет эмоционально благополучен, где ему помогут осознавать, выражать и называть чувства и состояния (это очень важно для психического здоровья и успешного общения), где будут способствовать развитию его воображения (оно важно для саморегуляции и творчества). Хороший учитель способен пробуждать гамму чувств, помогать узнавать свои сильные стороны и переживать опыт негативных ситуаций (обиды, тревоги, разочарования); он обращает внимание детей на нравственные характеристики и поддерживает проявления человечности (сопереживание, уважение, помощь, радость за другого), помогает открывать эстетические чувства. В таких условиях закладываются основы нервно-психического здоровья ребёнка, личностной полноценности. Обучение же без обеспечения мультисенсорности восприятия, без осознания ощущений и собственных внутренних движений, без самонаблюдения и рефлексии просто вредно.

 

Таким образом, взрослый, обучающий детей, должен хорошо владеть знаниями по возрастной психологии и строить свои занятия с учетом возрастных нужд детей, знать о детских интеллектуальных и духовных потребностях и уметь с ними обращаться. Тогда занятия в секции или кружке позволят детям не только приобрести какие-то навыки, но и будут помогать развиваться как личность. Сами по себе знания и умения очень мало связаны с интеллектуальным и духовным развитием. Поэтому при поиске послешкольной программы остановите свой выбор на  той, где целью является не просто научить ребенка чему-либо или расширить его знания, но и развивать его личность, его человеческие качества, его творческие способности, его  познавательную активность, его желание и умения учиться. И тогда о навыках и умениях волноваться не придется, тогда ребенок сам будет проявлять СВОЕ желание учиться и будет учиться с радостью, будет рисовать, петь, танцевать, любить настоящую музыку, учиться мыслить, развивать свои способности и расти нравственно и духовно, будет любить людей, жизнь и процесс ее познания. Он просто будет счастлив.

 

Елена Абаева, Кандидат психологических наук,

член Онтарийской ассоциации консультантов,

психометристов и психотерапевтов