Сегодня разговаривала со своими друзьями из Австралии. Так же, как и мы, они уехали около трех лет назад из России, так же, как и мы, поселились в 80-и км. от столицы, в небольшом городке.

 

– Что будете делать в субботу? – поинтересовалась я.
– Детей в Сидней, в русскую школу, повезем.
– ?! Это же 80 км. в один конец!
– Да нет, больше! Еще по городу, около 100 получается.
-Боже, как же нам повезло!- облегченно вздохнула я, – Как хорошо, что у нас русская школа – вот она – рядом.

 

Начинается новый учебный год, русская школа Китченера – Ватерлу- Кембриджа объявляет набор на новый учебный год. Запись в школу производится 6 СЕНТЯБРЯ, а занятия начинаются с 13 сентября 2008 года.

 

Предлагаем вашему вниманию интервью с учителями школы: ОЛЬГОЙ РАСКИН, учительницей старшего класса, и НАДЕЖДОЙ ГОВОРОВОЙ, учительницей младших классов.

 

Ольга приехала в Канаду в 16 лет, закончила здесь школу, а затем получила степень бакалавра по психологии в университете Вилфреда Лурье. В школе Ольга работает уже более четырех лет.

 

Ольга, сначала хотелось бы узнать об истории школы.

 

-Русский класс был образован более 10 лет назад, долгое время в школе преподавала Елена Дружинина, а затем начала и я. Был период, когда в регион приехало очень много детей старшего школьного возраста, и мы даже смогли открыть кредитный класс. Сейчас акцент сместился в сторону младших классов. В настоящее время у нас в основном дети от 4 до 12 лет.

 

А как финансируется школа, во сколько обходится родителям обучение русскому языку?

 

– Для родителей обучение совершенно бесплатное. Школа финансируется правительством Канады в рамках программы ISL – International Second Language. Школа относится к Католическому Школьному Совету, который выделяет средства на все расходы.

 

Ольга, какова программа вашей школы, на чем вы фокусируете свое внимание?

 

– В первую очередь, я вижу свой задачей развить разговорный русский язык, познакомить детей с российской культурой – сказками, фольклором, историей. Я стараюсь, чтобы дети у меня на уроке как можно больше говорили. В старшем классе мы уделяем внимание чтению, письму и немного грамматике русского языка, но очень сложно уложить все это в те 2,5 часа в неделю, которые мы занимаемся. Мы обязательно планируем один или два концерта в год.

 

Хотелось бы узнать, а какие школьные пособия вы используете? По каким методикам вы работаете?

 

– Я заказываю рабочие тетради и учебники на Озоне (российский книжный интернет-магазин). К сожалению, книгу невозможно полистать заранее, поэтому что- то используем, а что-то приходится откладывать. Рабочие тетради копируем, так как наш бюджет не позволяет заказывать их на всех учеников.

 

Используете ли вы традиционные методики обучения русскому языку для детей, растущих в англо- язычной среде? В чем особенность применения их в русской школе?

 

– Мы стараемся соединять традиционные методики и новые наработки современных авторов. Основной особенностью является то, что классы очень неоднородные. Мы не можем разделить детей по возрасту и по знанию языка. Очень часто случается так, что недавно приехавший семилетний ребенок прекрасно говорит и бегло читает по-русски, и нам приходится помещать его в один класс с двенадцатилетним подростком со сходным уровнем знания языка. Хотя, естественно, методики преподавания для этих возрастных групп совершенно различны. В этом специфика и сложность преподавания в русской школе.

 

Сколько классов и какие возрастные группы детей ожидаются в этом учебном году?

 

– Мы очень надеемся сохранить, а, может быть, и расширить существующие три класса: старший -от 8 до 12 лет , средний (6-7 лет), и младший (4-5 лет). Каждый класс должен быть больше 12 человек. Мы очень гордимся тем, что в нашу школу ходят дети из англоговорящих семей, заинтересованные в изучении русского языка. Конечно, так как они совсем не знают языка и дома его не слышат, работать с ними надо по-другому. Было бы прекрасно, если бы можно было выделить отдельный класс для «начинающих», для этого нам надо набрать 12 детей, не говорящих по-русски. Конечно, и сейчас мы работаем со всеми, кто к нам приходит. Для каждого в русской школе найдется место.

 

Часто на вопрос « Что вы делали в школе?» моя дочь отвечает «Смотрели мультики!». Это как-то не вписывается в мое представление об учебном процессе. Не могли бы вы пояснить, как часто дети смотрят мультфильмы в школе?
-Вероятно, такая реакция вашей дочери связана с тем, что для детей мультфильм – это всегда очень яркое воспоминание. Мы действительно смотрим мультфильмы, но обычно это мультфильмы по сказкам, которые мы предварительно читаем, например, мы читали и смотрели «Серебряное копытце» Бажова. Дети сравнивают книгу и мультфильм, прислушиваются к словам, видят русские избы и одежду – все это важный компонент обучения. Тем не менее, мы стараемся, чтобы мультфильмы занимали не более 5-10 минут в течение одного занятия.

 

Ваша работа очень важна. Как мы, родители, можем вам помочь?

 

– В первую очередь, мы бы очень хотели большей заинтересованности родителей в учебном процессе. Спросите у детей, что они делали, помогите приготовить домашнее задание, помогите выучить стихи или хотя бы просто проконтролируйте, готов ли ребенок к занятиям – взял ли с собой учебную папку, бумагу, письменные принадлежности. Ведь если дети видят, что родители серьезно настроены, заинтересованы в результате, то и они будут с большим энтузиазмом учиться и гордиться своими успехами. С прошлого года мы решили ставить детям оценки, чтобы родители могли отслеживать их академические успехи. Во-вторых, хочется большего взаимодействия с родителями – если у вас есть какие-то вопросы, пожелания, рекомендации или претензии, сообщите нам! Мы будем рады учесть все ваши комментарии. Мы каждый год составляем учебный план, и, благодаря вкладу родителей, мы сможем улучшать нашу работу в дальнейшем.

 

Ольга, спасибо огромное за интервью и до встречи в новом учебном году!

Надежда Говорова приехала в Канаду 5 лет назад. В России она занималась юридической деятельностью, у нее образование Юридической Академии. В Канаде Надежда сначала воспитывала своих 2-х дочек , а теперь уже 3 года работает в Русской Школе Китченера – Ватерлу.

 

Надежда, с какой возрастной группой вы работаете?

 

– Я работаю с классом «дошколят», от 4 до 7 лет. В моем классе все дети русскоговорящие, поэтому мы много времени уделяем развитию разговорной речи.

 

Какие методики вы используете?

 

– В связи с тем, что мои дети – это дошкольники, основной метод обучения для нас – это игра. Я использую как обучающие игры (например, игру «Студеный мороз», которая позволяет изучить части тела), так и подвижные игры, такие как «Жадный кот», «Гуси – Гуси». Назначение этих игр – снять напряжение , тем не менее в движении дети очень много запоминают. Мы очень много рисуем, занимаемся пальчиковым играми, учим стихи.

 

Каков фокус вашей программы?

 

– Конечно, в первую очередь, это поддержать разговорный русский язык и расширить словарный запас, познакомить детей с русской детской литературой: стихами, сказками. К тому же, я много уделяю внимания развитию логического мышления на русском языке, мы делаем задания, играем в логические игры. Я также даю простые элементы математики, ввожу числовые понятия: сложение, деление на русском языке; дети решают примеры.

 

Какую цель вы ставите для своих учеников к окончанию учебного года?

 

– Мы изучаем слова, понятия русского языка, наша задача – чтобы дети расширяли активный словарный запас и могли употреблять новые слова в разговоре дома. Мы изучаем буквы и принцип русского чтения по слогам. Принцип чтения по слогам очень отличается от английской методики чтения по буквам. Моя задача – научить детей читать. Мы пробуем писать печатными буквами, но у нас очень мало времени, и я не могу уделять письму слишком много внимания, тем более, что возраст детей разный и многие еще даже ручку не могут хорошо держать.

 

Надежда, в этом возрасте, действительно, каждые полгода имеют значение. Как Вам удается работать одновременно со всем классом?

 

– У меня всегда подготовлено много дополнительных заданий. Если ребенок быстро справляется с одним заданием, я даю им другие, более сложные, подходящие ему по возрасту и по интересам. Например, девочке – посчитать платья для куклы, а мальчику – сложить сколько всего автомобилей на обеих сторонах дороги.

 

Сейчас у вас есть возможность обратится к родителям. Что бы Вы хотели им сказать?

 

– Я бы хотела попросить их помогать выполнять домашние задания. В начале прошлого учебного года мы начали детям давать задания, как принято в нашей традиционной школе, но нам пришлось от этого отказаться, так как родители не контролируют это процесс. А дети еще слишком малы, чтобы делать задания самим. Времени в классе очень мало, и чтобы научится читать слоги, писать буквы, необходимо практиковаться дома. Если бы дети приходили подготовленные, с выученными стихами, например, мы могли бы гораздо быстрее двигаться по программе и успевать больше. И еще: читайте детям русские книги, говорите с ними по-русски, учите с ними уроки, ведь только ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ У ДЕТЕЙ ИНТЕРЕС К РУССКОМУ ЯЗЫКУ в англоговорящей стране, где русский язык не является необходимым средством выживания.

 

Ирина Маркович