Тема травли в школах, а в дальнейшем и на рабочем месте, в последнее время очень актуальна. В школах ведутся компании против хулиганов, звезды эстрады нового поколения, такие как Джастин Бибер, своим примером поддерживают и вдохновляют борьбу с травлей, в каждой компании есть протокол как бороться с домогательством хулиганов. Даже появились судебные прецеденты когда в, в особо тяжелых случаях, детей или взрослых судят за доведение до самоубийства. Около месяца назад в Онтарио погиб 11-летний мальчик доведенный до отчаяния преследованиями в школе, что всколыхнуло волну тревоги среди родителей: а вдруг? … вдруг просмотрели?.. вдруг не слышим? …

 

В тоже время есть опасность, что будучи напуганными потенциальной травлей, родители могут не понять разницу между дружески поддразниванием и травлей. На самом деле разница есть и существенная. Поддразнивание – в правильной ситуации – является важной частью социализации ребенка среди сверстников и взаимоотношений между детьми.

 

Ключевая разница между конструктивным по сути поддразниванием и травлей состоит в том дружелюбное оно или подлое. Тот, кто пытается заработать популярность и одобрение сверстников за счет других, самоутвердиться, или задеть чьи-либо чувства, легко оказывается на стороне травящих.

 

В тоже время, если кто-либо пытается через шутку донести информацию, он своевременно использует поддразнивание, поддерживая позитивные взаимоотношения.

 

Дружеское поддразнивание друзей – это необходимый этап, на котором дети учатся распознавать социальные сигналы и значение того, что в жизни мы подразумеваем «между строк».

 

Примером такого сравнительно безобидного поддразнивания может служить ситуация, когда в детском саду мальчик кричит « я тебя ненавижу», или в начальной школе стукнет девочку портфелем по голове, пытаясь сказать « ты мне нравишься». В таких случаях это просто завуалированная попытка выразить свои чувства. Вряд ли много первоклашек или даже третьеклашек найдут в себе силы подойти и сказать « я в тебя влюблен», что вообще-то легко объяснимо, так как это было бы непосильным испытание для их нервной системы.

 

Случается так, что ребенок не слишком быстро распознает социальные сигналы, которые остальные дети уже усвоили. Если он, тем не менее, любим и признан детьми, вполне возможно путем легкого поддразнивания дети направляют поведение ребенка в нужное русло. Ну, например, сколько бы вы не напоминали расчесывать волосы, ребенок будет продолжать забывать брать в руки щетку. Если же друзья заинтересуются скоро ли вылупятся птенцы из гнезда на его голове – будьте уверены, он не забудет расчесаться .

 

Если друг говорит «ты что, пугалом работаешь сегодня?», ребенок слышит: « ты знаешь, ты сегодня опять забыл причесаться и тебе бы надо быть с этим поосторожнее, а то МарьВанна отправит уши мыть». Вот этот легкий нюанс между тем, что сказано, и что имелось ввиду и является путем, с помощью которого, дети узнают как они выглядят со стороны и как они вписываются в окружающий социальный контекст. В конце концов полезно знать что кофточка расстегнулась, и что предмет твоего интереса к тебе тоже не равнодушен ( помните ВИТЯ + Света = ) С другой стороны, они учатся, как сказать что-то важное, честное и полезное не обижая или минимально задевая другого человека . На мой взгляд поддразнивание так же помогает научиться спокойно реагировать на выпады других людей, и уже будучи взрослым создать собственное защитное поле . Например, у нас в офисе частенько подшучивают над лишним весом, диетами и тому подобным. Но те, кого это непосредственно касается, лишь благосклонно улыбаются, понимая, что шоколадом с ними все-таки поделятся.

 

Прозвища так же имеют немаловажное значение в жизни ребенка, они несут важную информацию о социальном статусе, морали, дружбе и о взрослом мире как таковом. В 1980 году исследователь Ром Харр ( Rom Harre) провел обширное исследование во многих странах мира ( США. Великобритания, Мексика, Испания, Япония и Арабские страны) и установил, что дети создают свой собственный мир, в котором прозвища имеют важную социальную функцию. Одна из важнейших функций прозвищ отделить «своих» от «чужих». Дети же, у которых нет прозвища, считаются слишком незначительными чтобы о них думать! Обычно эти дети наименее популярны и могут быть изгоями в группе. Даже если к ребенку прилипла не очень приятная кличка,( помните Промокашка в « Место встречи изменить нельзя» ) это все же лучше, чем ничего, так как это свидетельствует о том, что его замечают товарищи не смотря на то, что это внимание может не так уж и приятно. Такая кличка как «Жиртрест» говорить о том, каким не надо быть и позволяет детям выразить что приемлемо в обществе, а что нет. Любое поведение, образ или стиль, которые не соответствует стандартам принятым в обществе, может стать причиной прозвища. Так например «Вонючка» это попытка остальных детей в коллективе привить принятые в обществе нормы гигиены. К сожелению для носителя этого прозвища процесс может быть очень болезненным.

 

Какие же дети находятся в группе риска оказаться изгоями или жертвами травли? Обычно это два типа детей: слишком агрессивные и чересчур тихие и замкнутые ( Рубен 1990). Причем агрессивные дети часто отказываются признавать что у них проблемы с товарищами. Невнимательные и гиперактивные дети тоже часто оказываются отвергнутыми.

 

Побеседовав с педагогами и с ребенком, а также понаблюдав за отношениями в классе и проанализировав сложившуюся ситуацию, вы, возможно, сможете оценить нуждается ли ваш ребенок в немедленном вмешательстве взрослых (ситуация травли), или он может сам справится с ситуацией, сам осознав и приняв позитивную критику сверстников.

 

К сожалению, некоторое напряжение в отношениях с одноклассниками сопровождают почти каждого ребенка и являются неотъемлемой частью взросления, а задача взрослых постараться понять этот процесс и не выпустить ситуацию из-под контроля.

 

Ирина Маркович

с использованием материалов

«Дети сегодня» Дж Крейг и

Журнала Parents Canada Sep, 2011