Прошлым летом я посещала программу Transition to Kindergarten («Переход в школьную подготовительную группу» — в дальнейшем буду kindergarten называть просто «школой») в детском центре Our Place OEYC. Это была программа для родителей с целью подготовить их к тому, что их ждет в школе. Нам рассказывали очень много всего интересного и нового для меня, т.к. канадская школьная система отличается от российской (той, которую заканчивала я много лет назад); в частности, хотелось бы поделиться интересными исследованиями о детской саморегуляции.

 

Саморегуляция — это возможность самому управлять своими уровнями энергии (energy states), эмоциями, поведением и вниманием приемлемым в культурном обществе способом. Это позволяет достигать позитивных целей в таких областях, как завязывание и поддерживание хороших взаимоотношений, обучаемость и здоровье. Стоит различать саморегуляцию и самоконтроль. Саморегуляция не предполагает подавления импульсов и побуждений, а скорее подразумевает способность эффективно справляться со стрессами: например, шумом, светом, движением, или же пугающими ситуациями в младенчестве и детстве, могущими привести к истощению энергии.

 

Также разным детям это стоит разных усилий: все зависит от вида деятельности, в которую вовлечен ребенок, ситуации, и, самое главное, личности самого ребенка. Два ребенка, занятых одним и тем же в одной и той же ситуации, могут совершенно по-разному расходовать свою энергию, и возбуждение их нервной системы может находиться совершенно в разных точках.

 

Нам показывали забавный «Зефирный тест» (Marshmallow test): детей лет 3-6 оставляли по одному в комнате с видеокамерой, давали зефирину и говорили: «Ты можешь съесть этот зефир сейчас. Но если ты потерпишь 15 минут, то потом получишь еще один». И оставляли один на один с зефиром. Интересно было смотреть на реакцию детей, кто как себя вел. Один мальчик лет 4-х сидел прямо как партизан: сдвинув брови, стиснув зубы, смотрел на зефирину. Получив же вожделенный второй зефир, сразу оба засунул в рот! Маленькая девочка лет 3-х сдалась совсем быстро. Другие дети — 4-5-6 лет — вели себя по-разному: кто-то вертел зефир в руках, и так мял, и сяк, но не ел; кто-то катал по столу, изучал; кто-то начинал откусывать по ма-а-а-аленькому кусочку. Смысл теста — показать, насколько дети владеют своими эмоциями и желаниями. Впервые этот тест был проведен в 1989 году. Около 30% участвующих детей 4-х лет оказались способны дождаться второй зефирины. Позднее они достигли гораздо лучших показателей в учебе, меньше демонстрировали антисоциальное поведение, имели пониженную восприимчивость к использованию наркотиков.

 

Нас познакомили с исследованиями ведущего специалиста Канады в области детской психологии д-ра Стюарта Шэнкера (Dr. Stuart Shanker), профессора философии и психологии Йоркского университета. С его точки зрения, чем больше истощены силы ребенка, тем труднее ему сохранять самоконтроль (это я прекрасно знаю по своему малышу: вечером он больше склонен к истерикам, чем днем). Однако, задача родителей и воспитателей в данном случае не тренировать силу воли ребенка, а выявить и снизить стрессы, воздействующие на нервную систему ребенка, чтобы у него остались силы на самоконтроль.

 

В развитии саморегуляции д-р Шэнкер выделяет пять аспектов:

 

1) определение признаков, когда ребенок в состоянии стресса. Это не так просто, как кажется на первый взгляд. Нам показывали видеоролик, в котором мама дует на малыша, «висящего» в прыгунках. Для малыша это явно стресс, у него выпученные глаза и широко раскрытый рот, он пытается всеми силами увернуться в момент, когда она дует… Потом же смеется. Правда, на мой взгляд, смех у него был какой-то все равно нервный (хотя, на вид ему месяцев 4-5!). Мама воспринимает это как забаву, ошибочно предполагая, что малышу весело. Однако, смех в данном случае это не что иное, как реакция на стресс.

 

2) Выявить факторы, вызывающие стресс. Например, слишком громкие звуки. У каждого ребенка свои факторы, вызывающие стресс.

 

3) Снизить эти факторы.

 

4) Помочь ребенку научиться определять, каково это быть спокойным, ощущать спокойствие, и что он чувствует в состоянии возбуждения, когда волнуется или нервничает.

 

5) Помочь ребенку освоить техники возвращения в состояние спокойствия, когда он перевозбужден (например, дыхательная гимнастика).

 

Также д-р Шэнкер особое внимание уделяет значению игр: «Когда игра возникает из детских интересов, она полностью поглощает их внимание. Игра помогает им понять точку зрения других, и что они думают. Игра поощряет общение по поводу их желаний, благоприятствует связям между предметами, людьми и идеями. Это тот вызов, который дети готовы принять, требующий самостоятельной работы, чтобы игра продолжалась».

Надежда Гуткина