Попался в мою социальную сеть видеоролик, в котором доведённый до точки кипения родитель, оставив сыну записку «Найди себе работу и начни уже жить!», собрал все его диски от игровой приставки в кучу и на глазах у шокированного отрока переехал эту кучу на газонокосилке.

 

Насколько я поняла из последовавшей перебранки, диски и приставка были приобретены на родительские деньги. Соответственно, родитель был в полном праве вершить вандализм над собственным имуществом. Но мне стало интересно другое – в прошлом году (№53 и №54 2013) Ирина Маркович публиковала статью о том, как и зачем детей надо знакомить с миром финансов, выдавая им еженедельные карманные деньги. И в целом, с концепцией карманных денег и их пользой я согласна. Но в частности, что делать, если, скажем, ребёнок тратит всё на сладости? Или как в приведённом выше примере, видеоигры?

 

Если ограничить ребёнку доступ к купленным радостям, лимитировав игру в купленную на его деньги приставку до какого-то определённого времени в день или количество сладостей, то урок у этого несколько странный: семья – это автократия или даже диктатура, в котором распоряжение имуществом всех членов семьи находится в руках взрослых. Понятие «чужое», которое мы пытаемся объяснить детям с самого нежного возраста, получается, не работает внутри собственной семьи, так как нарушается уважение к частной собственности.

 

Вопрос ограничения того, на что можно тратить карманные деньги, также неоднозначен. Во-первых, если ограничений будет слишком много, то сама идея ценности денег для ребёнка потеряется – кому нужны средства на получение того, что человек не очень хочет. Это как если бы мне кто-то сказал, что с завтрашнего дня я могу тратить свою зарплату только на произведения абстракционистов.  На следующий день изумлённый работодатель уже читал бы моё заявление об увольнении.

 

Во-вторых, можно, как рекомендуется в некоторых тематических статьях, поставить обобщённое ограничение – можно покупать всё, что «не создаст проблем» – таким образом авторы предлагают разрешить вопрос стычек по поводу приобретений, которые родители не одобряют, но по недосмотру не вошли в список. Но такая постановка вопроса несправедлива по отношению к ребёнку – вы как бы лукавите, говоря: «Я, на самом деле, могу забраковать любую твою покупку, если она мне не нравится».

На мой взгляд, решение проблемы должно быть комплексным. Прежде всего, написать не очень длинный, но в то же время достаточно общий список запрещённых к покупке вещей, в котором перечислить категории (сладости, домашние животные, видеоигры и так далее), а не конкретные вещи. В некоторых статьях предлагалось даже включать наркотики и огнестрельное оружие в такой список, но как мне кажется, «нелегальные предметы» вполне покрывают эту проблему, не давая детям повода заинтересоваться конкретными вещами из этой категории.

 

При составлении списка стоит исходить из принципа, что те вещи, которые, на ваш взгляд, должны регулироваться – те же конфеты и видеоигры – должны, соответственно, быть в нём, с тем, чтобы право распоряжаться такими вещами осталось за вами.

 

Кроме того, стоит подумать о составлении списка вместе с ребёнком – чтобы объяснить причины того или иного исключения сразу же, а не при возникновении у ребёнка желания его приобрести, что снизит вероятность возникновения конфликтов в общественных местах.  Согласованный список можно «подписать» обеим сторонам – настоящей подписью или детскими штампиками, если ребёнок ещё не умеет ставить подпись, а также оговорить возможность его периодического пересмотра.

 

Копию списка, возможно, имеет смысл иметь при себе в кошельке, чтобы при совместном походе в магазины можно было при возникновении споров обратиться к первоисточнику.

 

Мне было бы очень интересно услышать, дорогие читатели, ваши мнения, советы и подходы к разрешению подобных конфликтов со своими детьми. Свои комментарии вы можете отправить на kwgazeta@gmail.com

 

Анастасия Успенская