В выпуске № 39 от 23 октября 2011 года Ирина Маркович написала очень интересную статью под названием “Травля или поддразнивание” о том, как распознавать настоящую травлю в школе и отличать ее от дружеского поддразнивания. Однако, что же делать, какие меры предпринять, если все же именно травля имеет место в школе?

 

Я решила провести некоторое исследование на эту тему.

 

Недавно мне попалась статья в журнале Today’s Parent “Bully Patrol”: http://www.todaysparent.com/family/parenting/bully-patrol/. В ней рассказывается о том, как в одной из школ Онтарио директор смог побороть травлю в… Интернете! Он очень гордился своей школой, взаимоотношениями с учителями, родителями и школьниками, и, когда узнал, что в его школе проводится интернет-травля (на Facebook), предпринял настоящее расследование, чтобы положить этому конец.

 

Однако, к сожалению, далеко не всегда администрация школы в состоянии справиться с этой проблемой. Я знаю два случая, когда родители были вынуждены сменить школу (а это значит, и место жительства!), чтобы прекратить травлю своего ребенка.

 

Анна (все имена изменены – прим. ред.) столкнулась с жестокой травлей своего брата в младшей школьной подготовительной группе (Junior Kindergarten). Мальчик приходил домой в синяках, промокшей насквозь обуви, потому что хулиганы швырнули ее в снег, и пережил немало других неприятностей. Учительница, когда к ней обратились с этой проблемой, предложила ему разбираться самому. Надо заметить, что брату Анны не очень повезло с учительницей: она имела в классе “любимчиков”, но он не входил в их число, скорее, наоборот; поэтому она не очень была настроена разбираться. Родители, естественно, обратились к директору школы. Однако, и это не помогло. Тогда Анна, желая помочь родителям и брату, занялась этим вопросом: что же делать, если директор школы не может остановить травлю?! Она выяснила, что можно обратиться к суперинтенданту в Waterloo Region District School Board. Анна написала суперинтенданту письмо, в котором подробно расписала случай травли в школе ее брата. Суперинтендант встретилась с семьей Анны, выслушала их внимательно; и, видимо, были предприняты какие-то меры, потому что, рассказывала Анна, учительница куда-то исчезла (кстати, почему-то она вела класс ее брата два года, а не один, как тут обычно принято), а травля прекратилась!

 

В случае Лоры, к сожалению, не помогло и обращение к суперинтенданту (это был суперинтендант другого школьного совета: города Гуэльфа). Сына Лоры травили старшие ребята в школе, не пуская его на перемене к шкафчику с его вещами. Мальчик из-за этого опаздывал на уроки и получал замечания. Единственным способом для него было проникнуть к шкафчику, это оттолкнуть кого-нибудь из своих обидчиков, но тогда формально получалось бы, что это он драчун и забияка!..

 

Не сумев добиться решения проблемы через администрацию школы и школьный совет, Лора обратилась… в полицию. Казалось бы, несколько перебор, – ну, во всяком случае, в нашем сознании выходцев из бывшего СССР не очень укладывается, однако, здесь это в порядке вещей. Представитель полиции поговорил с директором школы, и травля сына Лоры прекратилась!..

 

Итак, что же можно сделать, какие меры предпринять, если ваш ребенок испытывает травлю в школе?

 

На одном из семинаров Parenting in a New Society (“Быть родителем в новом обществе”), куда я ходила в Our Place Ontario Early Years Centre, мы обсуждали проблему травли.

 

Травля бывает: а) физическая – нанесение телесных повреждений; б) моральная – оскорбления, унижения; в) социальная – когда ребенка изолируют, не хотят с ним дружить или общаться. Мальчики больше склонны к физической травле, тогда как девочки – к моральной (как в той статье, Bully Patrol). Ведущие – Анна и Лора, те самые, чьи истории я привела в начале, – поделились советами от Аллана Беане, автора “Программы Аллана Беане по предотвращению травли” (Allan L. Beane, Bullying Prevention Program, www.bullyfree.com).

 

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ

 

Что делать, если ваш ребенок является объектом травли?

 

– Радуйтесь, что вы об этом узнали. К сожалению, не все дети об этом говорят, пытаясь решить проблему в одиночку, что может привести к трагическим последствиям.

– Разговор с родителями обидчика может помочь, а может и нет. Большинство родителей хулиганов конечно же хотят, чтобы их дети вели себя достойно; однако, лучше все же родителям обидчиков не звонить, это не рекомендуется (прочитав статью Bully Patrol в Today’s Parent станет понятно, почему).

– Обсудите спокойно со своим ребенком все, что с ним происходит. Ведите вместе с ним дневник. Попросите ребенка ответить в нем на следующие вопросы:

1) Кто вовлечен в травлю?

2) Кто и что сказал тебе и сделал?

3) Что происходило и обычно происходит непосредственно перед травлей?

4) Были ли свидетели? Что они сказали или сделали?

5) Когда обычно происходит травля?

6) Где?

7) Присутствовали (-уют) ли взрослые при этом? Кто конкретно? Что они говорили или делали по этому поводу?

8) Может быть, в месте, где происходит травля, установлены видеокамеры?

9) Как ты реагировал (-а) на происходящее?

10) Что происходило и обычно происходит непосредственно после травли?

11) Кому ты рассказал (-а) про травлю, что они предприняли?

12) Как долго это происходит?

 

Когда вы будете разговаривать с администрацией школы, возьмите с собой этот дневник.

 

  • Сфотографируйте физические повреждения своего ребенка и рассмотрите вариант донесения случаев физического насилия до сведения администрации школы и полиции
  • Дайте своему ребенку понять, что это нормально испытывать страх, смущение, стыд, гнев.
  • Если ваш ребенок говорит, “Меня все не любят в школе”, не соглашайтесь.
  • Сохраняйте спокойствие, не торопитесь кого-либо осуждать. Не реагируйте, пока не узнаете всех подробностей.
  • Объясните ребенку, что никто не заслуживает травли.
  • Спросите себя: “Каков вклад моего ребенка в эту проблему? Есть ли в этом его вина?”
  • Спросите себя: “Есть ли что-либо в моем ребенке, что привлекает к нему негативное внимание, и что можно было бы исправить?” (Например, слишком необычные и дорогие письменные принадлежности, одежда, и т.п.) Однако, все равно помните, что ваш ребенок при этом не заслуживает плохого к себе отношения! (т.е. травли)
  • Не советуйте своему ребенку отомстить.
  • Не советуйте своему ребенку игнорировать травлю.
  • Немедленно разработайте стратегию поведения со своим ребенком, которая может быть расширена и улучшена школой. Вот некоторые советы и предложения:
    • Спросите своего ребенка, что можно сделать для обеспечения ему безопасности на период расследования ситуации;
    • Попросите ребенка назвать имя взрослого, которому он/она хочет докладывать каждый день по поводу травли. Поделитесь этой информацией с учителем и директором, попросите их это устроить. Если директор порекомендует кого-то другого, настаивайте, чтобы это был человек, с которым хочет общаться ваш ребенок (которому он доверяет и готов докладывать). Попросите директора известить вас, когда задача будет решена.
    • Велите своему ребенку избегать обидчика когда только это возможно. Если же избегать не возможно, тогда по крайней мере он/она должны пытаться сохранять дистанцию.
    • Велите своему ребенку следовать здравому смыслу. Если, например, хулиганам нужны какие-либо вещи вашего ребенка, пусть он/она лучше их отдаст, чтобы избежать физического насилия, и удалится с достоинством, ведя себя так, будто обидчики его/ее не задели. Пусть затем доложит о произошедшем взрослому, которому доверяет. Объясните ребенку, что безопасность важнее, чем имущество.
    • Предложите ребенку держать своих обидчиков в неведении относительно своих планов, не соблюдая привычных рутин.
    • Попросите ребенка давать взрослым (водителю автобуса, учителю, и т.п.) незаметный сигнал, когда его обижают.
    • Предложите ребенку, когда он увидит своего обидчика, идущего по направлению к нему, отойти, подойти к взрослому, начать с ним беседу, или же смешаться с толпой.
    • Объясните ребенку, что иногда можно и наорать, если требуется остановить обидчика. Однако, это должен быть сильный, уверенный крик, а не тот, что выражает обиду и беспомощность. Например, ребенок может громко крикнуть “Перестань бить меня!” вместо того, чтобы говорить “Оставь меня в покое”. Подобный крик привлечет внимание к ситуации и конкретному действию.
    • Научите ребенка швырнуть чем-либо в задиру и убежать в случае опасности.

 

 

Надежда Гуткина

с использованием материалов Аллана Беане,

автора “Программы Аллана Беане по предотвращению травли”

(Allan L. Beane, Bullying Prevention Program, www.bullyfree.com)

 

Продолжение в следующем номере