СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ: КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ОТ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ

 

Что делать, если ваш ребенок является объектом травли?

 

(Продолжение, начало в № 70 от 26 августа 2014г.)

 

  • Выясните, что другие родители и учащиеся знают о забияке, не упоминая самого факта травли.

 

  • Поговорите с родителями других детей, подвергшихся травле. Что они предприняли?

 

  • Поскольку хулиганы обычно хотят обидеть и унизить, убедите своего ребенка стараться не выглядеть обиженным и расстроенным.

 

  • Не обещайте своему ребенку, что оставите факт травли в секрете: вам может потребоваться помощь школьного персонала и, возможно, еще кого-то.

 

  • Скажите ему, что вы сделаете все, что в ваших силах, чтобы не ухудшить ситуацию.

 

  • Выразите уверенность в том, что найти решение возможно: дайте своему ребенку надежду.

 

  • Получите от школы или регионального школьного совета (district school board) копию правил и политики против травли (school’s or district’s anti-bullying policy and procedures). Убедитесь, что ваш ребенок, вы, а также школьный персонал следуете этим правилам.

 

  • Встретьтесь с учителем вашего ребенка и директором школы. Расскажите все подробности (кто, что, когда, где и т.д.), происходящей с вашим ребенком травли. Постарайтесь остаться при этом незамеченными другими школьниками. Проработайте все необходимое со школьным персоналом. Сообщите учителю, кому ваш ребенок выразил готовность докладывать о происходящем каждый день в течение по крайней мере недели. Потом это может быть два раза в неделю, а затем и раз в неделю. Попросите учителя сообщить вам, когда это будет утверждено. Помните, если школьная администрация предложит кого-либо другого, нужно настоять на том, чтобы это был человек, которому доверяет ваш ребенок. Поделитесь со школьным персоналом планом по безопасности, который вы разработали вместе с вашим ребенком; спросите, что они могут сделать со своей стороны. Некоторые стратегии школы:

 

    • Если травля происходит в школьном автобусе, велите ребенку сообщать водителю, или другому взрослому, которому он доверяет.
    • Попросите своего ребенка подавать ответственному взрослому (водителю автобуса, смотрящему за автобусами, учителю и т.д.) секретный видимый сигнал, когда его обижают.
    • Убедитесь, что сотрудники школы пристально наблюдают за школьником, которого травят, хулиганом и его сподвижниками. Попросите их почаще контактировать с вашим ребенком.
    • Если это возможно, постарайтесь окружить вашего ребенка другими школьниками, которые не станут его травить, и которые могут дать отпор обидчику и его сподвижникам.
    • Если это удобно, найдите вашему ребенку старшего школьника, который бы смог стать его “наставником” или “товарищем” и помог бы ему в его взаимодействиях с другими школьниками.
    • Если возможно, сделайте так, чтобы вашему ребенку как можно реже приходилось проходить мимо забияки, который его травит.
    • Убедитесь, что ваш ребенок не ходит в туалет вместе со своими обидчиками, или что туалеты находятся под наблюдением взрослых.
    • Если вашего ребенка травят в момент, когда он выходит из школьного автобуса или когда он заходит в школу из автобуса, потребуйте, чтобы забияка выходил из автобуса последним. Днем потребуйте, чтобы забияка заходил в автобус последним.
    • Если вашего ребенка травят после уроков в коридоре, потребуйте, чтобы забияку выпускали из класса последним, а также, чтобы коридоры находились под наблюдением взрослых.
    • Убедитесь, что обидчик и его/ее помощники находятся на своих назначенных им местах в автобусе или классе, подальше друг от друга или вашего ребенка;
    • Попросите школу помочь вам разработать необходимые навыки достойного отпора обидчику.
    • Если школа удовлетворена тем, как обращаются с вашим ребенком (т.е. травят), попросите администрацию рассмотреть вариант подписания Договора о неконтактировании (No Contact Contract) или Договора о том, что забияка должен держаться подальше (Stay Away Contract). Ваш ребенок, обидчик и его помощники подписывают договор избегать друг друга, не производить каких-либо жестов или звуков в отношении друг друга, и не поощрять других на плохое обращение с противной стороной.

 

  • Будьте терпеливы со школьным персоналом. Не сдавайтесь. Вселяйте надежду.

 

 

  • Если школа не смогла остановить травлю, рассмотрите вариант с получением запретительного судебного приказа (restraining order).

 

 

  • Если у вас есть друзья или знакомые в школе, попросите их окружить вашего ребенка дружественной заботой и понаблюдать за его/ее занятиями.

 

 

  • Попросите бабушек и дедушек поддерживать тесные отношения и почаще контактировать с вашим ребенком.

 

 

  • Попросите старшего ребенка с хорошими моральными устоями быть наставником вашему ребенку.

 

  • Вовлеките вашего ребенка в большее количество разных внеклассных занятий, как в школе так и вне ее, чтобы у него появилось побольше друзей.

 

  • Всегда знайте местонахождение своего ребенка и его друзей. Иногда он/она могут искать друзей в неправильных местах и с плохими людьми.

 

  • Проконтролируйте, чтобы ваш ребенок не наблюдал проявлений жестокости по телевидению, в видеоиграх или фильмах. Это может поощрять желание возмездия.

 

  • Ограничьте время, проводимое вашим ребенком с компьютером и телефоном – постоянное обсуждение происходящего, “переливание из пустого в порожнее” провоцирует желание возмездия.

 

  • Следите за признаками гнева, беспокойства или депрессии.

 

  • Следите за признаками пост-травматического синдрома.

 

  • Следите за признаками склонности к суициду.

 

  • Если необходимо, обратитесь за помощью к психологу для своего ребенка.

 

  • Убедитесь, что ваш ребенок получает достаточно часов отдыха, физических упражнений и правильно питается.

 

  • Помогите своему ребенку выявить у него/нее таланты и способности и выработать навык или найти хобби социальной значимости (что-то, что считается у учащихся “крутым”).

 

  • Держите “канал связи” с вашим ребенком и его школой открытым.

 

  • Выработайте социальные навыки и научите своего ребенка заводить друзей. “Дети, у которых есть хотя бы один друг/подруга, меньше подвержены травле” (Ходжес, Малоун и Перри, 1997). “Наличие “лучшего друга” снижает продолжительность травли, эмоциональные проблемы и проблемы поведенческого характера” (Ходжес, Бойвин, Витаро и Буковски, 1999).

 

  • Выработайте у ребенка уверенность в себе, здоровую самооценку и физическую силу.

 

  • Поощряйте позитивные мысли по отношению к себе (positive self-talk).

 

  • Вовлечение в какие-либо проекты помощи другим может помочь избавиться от эмоциональных проблем и начать думать о себе лучше.

 

  • Если у вашего ребенка какой-либо физический недостаток, поощряйте его/ее открыто говорить об этом не стесняясь.

 

  • Проведите тренинг с ребенком по вырабатыванию уверенности в себе и напористости.

 

  • Научите своего ребенка не ждать всегда дурного обращения и плохого к себе отношения. Внушайте ему/ей, что его/ее внешний вид нравится окружающим, и что именно такого отношения и стоит ожидать.

 

  • Переведите своего ребенка в другую школу/район. Это крайняя мера и может не сработать, особенно если обидчики общаются со школьниками в новой школе.

 

 

В следующем номере я расскажу, что делать, если ваш ребенок является задирой.

 

Надежда Гуткина

с использованием материалов Аллана Беане, автора “Программы Аллана Беане по предотвращению травли” (Allan L. Beane, Bullying Prevention Program, www.bullyfree.com)