Пару месяцев назад я совершенно случайно попала на семинар “Говорить ли с детьми о сексе”, который проходил в детском центре (Our Place Ontario Early Years Centre). Семинар проводили Registered Nurses от Региона Ватерлоо, специализирующиеся на сексуальном воспитании детей и подростков, дамы лет примерно пятидесяти. По роду службы им приходится сталкиваться с такими проблемами, как подростковая беременность и заболевания, передающиеся половым путем, у подростков. Также они ведут разъяснительную работу со школьниками.

 

Одна из них, с чуть большим чувством юмора, чем другая, поделилась: “Моя восьмидесятилетняя мать – женщина старого поколения – спрашивает меня: “Неужели тебе платят деньги за то, что ты ведешь беседы о сексе?!” И я ей отвечаю: “Представь себе, да!”

 

Как выяснилось, не только в Советском Союзе “не было секса”. Одна дама – родом из Португалии – поведала, что ей в детстве говорили, будто дети появляются… из Франции. На что одна из ведущих (та, что с большим чувством юмора) не преминула вставить: “Дети появляются из Франции?.. Хм… Странно… Я только недавно вернулась из Франции, но почему-то не забеременела!”

 

Оказывается, начинать сексуальное воспитание стоит как можно раньше! Чем раньше дети об этом узнают, тем естественнее воспримут, и тем более осознанные решения будут принимать в подростковом возрасте. Но главное, конечно, чтобы они об этом узнали от родителей, а не от друзей -товарищей. Последние исследования показывают, что дети, росшие в семьях, где им с раннего детства все объясняли, наоборот позднее вступили в сексуальную жизнь, чем те, где разговоры о том, “откуда берутся дети”, были под запретом.

 

Когда начинать разговаривать с детьми о сексе?.. Когда спросят! В “группе риска” в первую очередь те родители, в чьих семьях ожидается пополнение: конечно, 2-3 летний (-яя) малыш (-ка) обязательно поинтересуется, откуда у мамы в животике появились братик или сестричка, и как они планируют оттуда выходить. Но если ребенок не поинтересовался лет до шести, то подобный разговор имеет смысл инициировать уже родителю. Естественно, не стоит вываливать на ребенка всю медицинскую энциклопедию!

 

Как? Как вам удобнее и комфортнее! Можно устроить “семейный совет”, а можно один на один с ребенком. И вовсе необязательно, чтобы папа говорил с сыном, а мама – с дочерью (сознаюсь: я лично до того, как прослушала данный семинар, надеялась перевалить проблему сексуального воспитание нашего сына на мужа… Теперь меня уже это не пугает). Можно в машине: тогда избегаешь контакта “глаза в глаза”. Одна молодая женщина, правда, вспомнила, как ее мама в свое время вела с ней беседу на тему “откуда берутся дети” именно в машине: “Я до сих пор помню, как она щелкнула в машине запором: как будто боялась, что я сбегу посреди дороги и посреди разговора… Для меня этот звук был, как грохот тюремного замка…” Для этой женщины данное воспоминание вряд ли является приятным. Одним словом, главное – выбрать наиболее комфортную для родителя и ребенка атмосферу; можно при этом вооружиться специальными книгами для детей. Лично я так и планирую поступить, когда возникнет этот вопрос.

 

Начинать можно элементарно с того, что называть половые органы своими именами, а не придумывать им смешные названия. “Вы же палец называете пальцем, – сказала ведущая, – а не выдумываете ему кучу смешных наименований! Дети сразу все чувствуют: раз палец называют пальцем, а пенис – “штучкой” и при этом смущаются, значит, с пенисом что-то не так… И в дальнейшем все, что связано с детородными органами, становится табу, а запретный плод, как известно, сладок. Поэтому дети, когда у них возникнут вопросы, постесняются идти к родителям, а обратятся к друзьям-приятелям…”

 

Рекомендовали нам разнообразную литературу, в том числе, детскую, а также другие полезные ресурсы для родителей, могущие облегчить им нелегкую задачу полового воспитания маленького человечка.

 

 

Надежда Гуткина

 

КОММЕНТАРИЙ АНАСТАСИИ УСПЕНСКОЙ:

 

Hедавно где-то читала статью про то, как обезопасить детей от педофилов – одна из рекомендаций была именно научить детей называть половые органы нормально – пенисом, вагиной, а не избегать называния вообще (“У тебя ТАМ болит?”) или именовать смешно – потому что в первом случае ребёнок не сможет чётко описать, чем интересовался незнакомый дядя, а во втором – тот самый дядя может использовать “игрушечные” наименования в свою пользу – представив всё как игру. Естественно, первым и главным является приучение ребёнка к полному игнорированию любого контакта с незнакомцами. Но и эта рекомендация мне показалась логичной.

 

Ресурсы:

“More Speaking of Sex” by Meg Hickling – в Kitchener Public Library есть только ДВД

“The Boy’s Body Book”

“The Girl’s Body Book”

“Where Did I Come From?” by Peter Mayle – есть в KPL

“Boys, Girls and Body Science” by Meg Hickling – есть в KPL

 

Полезные ссылки:

http://www.sexualityandu.ca/

http://ppwr.on.ca/ – Planned Parenthood Waterloo Region

http://chd.region.waterloo.on.ca/en/healthyLivingHealthProtection/resources/SexualHealthEducationAtHome.pdf

http://www.plannedparenthood.org/