Мы все проходили через трудности подросткового возраста, когда каждый день наполнен волнениями, внутренний мир меняется быстро и непредсказуемо, а люди вокруг понимают тебя настолько мало, что иногда кажется, что и родители становятся чужими.

 

Если ваши дети достигли подросткового возраста, то вы уже знаете, что со стороны поведение подростка кажется еще более сложным. И вы, наверное, больше стали понимать своих родителей, которые так переживали за вас в тот период.

 

Хронологически специалисты относят подростковый возраст к периоду от 10-11 до 14-15 лет, иногда даже до 19 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, в связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря => неуравновешенность. Это состояние удачно выразил американский подросток: “В 14 лет мое тело будто взбесилось”.

 

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, она формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права;

 

Таким образом, само по себе это достаточно напряженно – быть подростком. Поставьте себя на его место: вы волнуетесь, что не сдадите экзамен на следующей неделе, плюс вы расстроены, что ваш лучший друг уезжает, ваши мама и папа, возможно, разведутся, и вы не можете найти летнюю работу. “Обычный подростковый стресс”, в этом случае нужно отличать от психических раcстpoйств, и принять меры раньше, чем проблема перерастет пределы разрешимого. “80 процентов психических заболеваний взрослых проявляют себя в подростковом возрасте”, – говорит Марг Нотар, социальный работник службы ментального здоровья Гранд Ривер Госпиталя.

 

Натар приводит несколько признаков, по которым вам следует действительно начать волноваться:

 

– Значительное изменение снa и аппетита. Много больше или много меньше являются показателем депрессии и поводом к волнению.

– Резкие перепады настроения, черт характера, мотивации, особенно, если это касается ежедневных функций.

– Стремление к рискованным мероприятиям, таким как противозаконное или агрессивное поведение. • Стремление избегать ситуаций общения (социальных ситуаций).

– Нанесение себе вреда, например, отрезать бритвой или обжечь себе палец.

– Любые разговоры о самоубийстве, такие как “Было бы лучше, если бы меня не было”.
Всегда воспринимайте это серьезно, и не стесняйтесь обратиться прямо в “Скорую помощь” Госпиталя, говорит Нотар. Следует помнить, что случаи суицида очень нерeдки в этом возрасте, а причиной этого может быть следующее: yход от проблем, потеря близкого человека, чувство вины, привлечение внимания, манипуляция, месть, стыд, одиночество, и даже выражение любви.

 

– Необычные или отпугивающие мысли.
Подростки, которые слышат голоса, говорящие с ними, или думают, что громкоговоритель в аудитории имеет камеру внутри, настроенную только на него, должны быть показаны профессионалу.

 

Как же улучшить общение с подростками? Общаясь с подростком, психологи советуют следить за тем, чтобы не давать непрошеных советов. Доктор Марг Нотар рекомендует сначала спросить разрешения у подростка, удостовериться, хочет ли он/она слышать то, что вы думаете. “Однако будьте готовы иногда услушать “Нет!”- предупреждала она, говоря, что это нормальная реакция. Подросток недавно развил свою способность к абстрактному мышлению и формирует собственные мнения. Теперь он способен рассмотреть чужую точку зрения, но нужно, чтобы вначале кто-то выслушал и рассмотрел его мнения. Даже если подросток спрашивает вас, что вы думаете по тому или иному поводу, прежде чем ответить, спросите, что думает по этому поводу он сам.

 

Психологи рекомендует родителям проводить время с подростками, даже если это просто сидеть вместе с ними на диване и смотреть вместе телевизор. Марг Нотар говорит, что это важный путь узнать, что происходит в их жизни. И это также помогает быть “активным слушателем” вместо того, чтобы читать ребенку лекции или только спрашивать. При внимательном слушании вы отражаете то, что слышите от другого человека, говоря, например: “Ты говоришь это очень разочарованно”.

 

Даже если вы не согласны с его взглядом на вещи, по меньшей мере, оцените рассуждения своего сына или дочери. Можно сказать: «Я никогда не задумывался об этом», или «Тут я с тобой не согласен, но что-то в этом есть», или «В этом и состоит прелесть демократии: каждый может иметь собственное мнение». Даже если вы не согласны с точкой зрения подростка, можно, по меньшей мере, дать высокую оценку его рассуждениям.

 

Дайте ребенку возможность убедиться в широте ваших взглядов в разных сферах – а не только в вопросе о том, как поздно можно возвращаться домой с прогулки. Видя, что вы принимаете и уважаете его рассуждения и выводы, подросток на практике узнает, что придерживаться особого мнения нормально. Это очень важный опыт. Если вы открыты и готовы понять взгляды подростка, он не будет так настойчив, когда захочет получить права и свободы, к которым еще не готов. Если не дать ребенку возможность проявлять свое несогласие относительно отвлеченных понятий, у него возникнет потребность проявить несогласие с вашими шуточными мнениями и позициями.

 

Некоторые подростки становятся нервными, если их родители выражают беспокойство об их психическом здоровье. Они могут отказаться говорить с профессионалом.

 

В этом случае поможет дать им знать , что вы беспокоитесь о них, и что это могло бы помочь вам чувствовать себя лучше, если они пойдут к доктору.

 

Активная социальная деятельность подростка может очень помочь преодолеть кризисный подростковый период. Если подросток после школы зарабатывает деньги, берет частые уроки или играет в спортивной команде, – все это служит для него прекрасной возможностью почувствовать свою потребность том, чтобы его обучали, направляли и контролировали. Подростку необходимо руководство взрослых за пределами семьи. Если подростком руководит начальник, учитель или тренер, он меньше склонен следовать руководству неблагополучного сверстника. Чтобы сохранять контроль над подростком в семье, позаботьтесь о том, чтобы он был под чьим-нибудь надзором и вне дома.

 

В. Макавчик

По материалам статьи Луизы Д’Aмато

‘Когда волноваться о волнениях”;

Интернета