Трудности в учебе (иногда называемые расстройства обучения” или трудности  в обучении”) – это расстройство, при котором человек испытывает трудности при обучении в обычном режиме. Это, как правило, вызвано неизвестным фактором или факторами, результатом которых является расстройство, влияющее на возможность мозга получать и обрабатывать информацию. Трудности в учебе не свидетельствует об уровне интеллекта (из Википедии).

 

В Канаде термин ЛД (LD – Learning Disability) ввели в 1962 году. В 1999 году LD выделили в отдельную группу расстройств. В России данным расстройствам уделяется очень мало внимания. Сейчас достаточно часто на слуху так называемый СДВГ (синдром дефицита внимания), который хоть и является одним из родственных расстройств и часто сосуществует с LD, тем не менее, не входит в группу LD.

 

Одно из наиболее известных LD – это дизлексия (неспособность читать). Среди так называемых селф-мейд (достигших всего самостоятельно) миллионеров очень высок процент людей с дизлексией. Интересно, почему? Вероятно, потому что другие способности этих людей значительно выше среднего. К тому же существует теория, что мозг компенсирует нарушение одной функции усиленным развитием других.

 

В настоящее время к LD относят множество разнообразных расстройств, единого определения не существует. В широком смысле LD – это нарушение одного или нескольких психологических процессов, относящихся к способности обучаться. Это неврологическое нарушение, которое взаимосвязано с академическими результатами. Проявлением этого может быть медленная скорость переработки информации, серьезные сложности в адаптации к новым ситуациям, не умение «считывать невербальные» социальные сигналы, отсутствие чувства времени, не восприятие математических символов, неверное визуальное восприятие букв, сложности с письмом, а также многое – многое другое. Причины возникновения ЛД неизвестны, это может быть генетика, либо комбинация врожденных или приобретенных нейробиологических факторов, либо влияние нейропсихологических причин. Очень важно, что в остальном индивидуум проявляет средние (или выше средних) способности. Степень расстройства может быть от мягкой до очень сильной. Обычно ЛД присуща индивидууму в течение всей жизни, но проявления ее могут меняться со временем.

 

Ну а теперь от сухих фактов прейдем к тому, как ЛД может повлиять на жизнь конкретного человека. В силу своих должностных обязанностей, я периодически провожу с клиентами Delta Screener – тест, позволяющий определить потенциальную ЛД и направить человека на психообразовательное обследование.

 

Официально диагностированная ЛД позволяет получить специальные условия обучения в коллеже или в университете, такие как, к примеру, тьютора, который будет читать студенту лекции при дизлексии, либо продленное время экзаменов. К тому же государство оплатит необходимое оборудование, например, компьютер со звуковым вводом и т.п.

 

Но самое главное даже не в этом. Удивительное ощущение, когда взрослые люди с огромным чувством облегчения говорят « Так я не глупый! Это нормально!»

 

К сожалению, система образования, очень быстро навешивает ярлыки и не дает скидок на нестандартное мышление ребенка.

 

Ребенку с ЛД требуется в 10 раз больше усилий, чтобы выполнить задание. То, что им удается закончить школу, на самом деле просто подвиг. Один мой клиент признался, что он ни разу в школе не успел выполнить тест, два раза поступал в колледж, но был вынужден бросать его в первые же недели.  В итоге человек был вынужден работать на низкооплачиваемых работах без надежды на улучшение, не смотря на высокий уровень интеллекта. Тем ужаснее для него было осознавать ситуацию, в которой он находится, что и привело к безработице и тяжелой депрессии. Сейчас этот человек заканчивает колледж и надеется заниматься любимым делом.

 

В Канаде ЛД диагностируется и признается как расстройство, которое можно и нужно учитывать. Тем не менее, ребенку предложат официальное тестирование, только если он на два класса отстает от сверстников. Как вы понимаете, ярлаки к этому моменту будут уже повешены, а ребенок, сидящий в классе с малолетками, получит серьезную моральную травму. Частенько, если ребенок получает существенную помощь дома, либо имеет способности выше среднего, он может успевать в школе приблизительно до 6 класса. К сожалению, при увеличении нагрузки, ребенок начинает не успевать в школе.  Многие мои знакомые – канадцы – поделились, что именно в 7  классе им было диагностировано ЛД.

 

Родители могут помочь ребенку, если будут внимательны к его академическим успехам. В случае подозрения на ЛД, возможно, стоит провести психообразовательное тестирование за свой счет. Таким образом, вы избавите ребенка от травмы, не отобъете интерес к учее и обеспечите ему хорошее будущее.  Таким путем пошла одна моя знакомая. У ее сына-подростка нарушено восприятие визуальной информации.  Она приобрела компьютер с аудио-программой по фонетике и спеллингу, перевела мальчика в школу, которая учитывает особенности обучения детей – и в результате его оценки поднялись с 60% до 93% всего за полгода! При этом, будучи очень небогатой, она все это делала за свой счет, не ожидая помощи от государства, справедливо полагая, что будущее ее ребенка стоит таких вложений.

 

Родители, не бросайте своих детей! Помогите им в их нелегкой школьной жизни!

 

В следующем номере мы поговорим о  Синдроме Дефицита Внимания. Если же вы хотите поподробнее узнать о сидроме ЛД, звоните по телефону нашей редакции.

 

Ирина Маркович