Когда мы начали собираться в Канаду, перечитали, конечно же, кучу рассказов о чужом опыте иммиграции и готовились ко всяким трудностям и ужасам, которые неизбежны в новой стране в первое время. Мы считали, что опыт жизни в Израиле научил нас многому, как говорится: “кто был в армии – в цирке не смеётся”. И нам казалось, что будет по-другому, будет тяжело, но не хуже. Наверное, эти крамольные мысли нас слишком расслабили.

 

В общем, с переездом всё сложилось хорошо, провидение над нами сжалилось и послало мужу хорошую работу в Канаде. И хотя мы приехали в Китченер по рабочей визе и как бы бесправные, нам оплатили контейнер, билеты и первые 3 месяца жизни в доме гостиничного типа.

 

Компания, в которой работает муж, постаралась сделать наше обживание здесь ну максимально комфортным. Они наняли компанию в Америке, которая в свою очередь наняла здесь того, кто нанял женщину помогать нам со страховками, банками и прочими вопросами. Я так подробно рассказываю, чтобы дать представление о тех самых семи няньках.

 

Где-то за полтора месяца мы начали искать жильё для самостоятельного найма. Сами понимаете, риэлтора нам тоже нашли. Милая женщина, приблизительно про такую Ирина рассказывала в прошлом номере в своей статье о продаже дома. Про семь нянек мы поняли довольно быстро, потому что на просмотры мы вынуждены были ездить цугом.

 

Риэлтор не могла нас посадить к себе в машину, потому что её страховка не позволяла! Ещё на просмотр должна была приезжать наша “консультант от фирмы” и следить за тем, как нас обслуживает риэлтор и просто быть в курсе. О её участии в просмотре нужно было говорить с её начальством. При этом все они жутко заняты и не могли собраться в кучу, если нам надо было посмотреть интересующий нас дом срочно. В общем, когда мы собирали этот пазл и доезжали до места просмотра, мы были так счастливы, что готовы были снять всё, что под руку подвернётся, лишь бы прекратить эти мучения.

 

Конечно же, мы задавались вопросом, зачем нам этот навязанный сервис, если мы можем сами найти, посмотреть, поговорить, подписать и т.д. Тем более, что для консультации у нас была приятельница, работающая риэлтором, правда, в Торонто. Но сами понимаете, для ньюкамеров первый съём всегда связан с трудностями – рекомендации, зарплата и т.д. Кроме того, муж не до конца понимал, с кем ему вообще говорить о штате нашего обслуживания. Надо было чуть ли не в Америку писать и рассказывать о наших проблемах. Муж считал, что это излишнее привлечение к себе внимания.

 

Это всё про общую организацию, теперь о процедуре.

 

Мы просили найти нам таунхауз с двумя или тремя спальнями, что-то в пределах $1100-$1200. Возможно, и дом, если повезёт, но мы без иллюзий.

 

Наша “милая женщина” ухватилась за последнюю фразу и показывала нам исключительно дома за 1350-1500, ссылаясь на то, что в агентствах нет таких дешёвых предложений. А на Kijiji она не ходит – там частники, и они ей не заплатят. “А если вы сами найдёте, то я не смогу вам помочь, – сокрушалась она, – ведь частники, как правило, не готовы работать с агентами”.

 

Наконец мы сломались на доме с тремя спальнями за $1325 (вот такая странная цифра) и отправили предложение сразу после просмотра. Когда мы его увидели в первый раз, там жили три парня. И, честно говоря, дом был завален вещами так, что трудно было себе представить, как он выглядит пустой. Но нам понравилось то, что дом находится в 10 минутах ходьбы от нашего первого жилья. Мы уже ориентировались в этом районе, и он нас устраивал. И ещё задний двор – в меру просторный и выходит на просеку. А в остальном дом как дом, ничего особенного.

 

При заключении договора наша риэлтор заверила нас, что всё будет убрано и починено до нашего вселения, что это обычная процедура, и хозяин, которого представлял другой риэлтор, “всё это знает и проблем не будет”. Въезжать мы должны были 1-го октября, а те ребята выселялись 30-го сентября, так что у хозяина на все дела было полдня. Мы такой расторопностью были удивлены, но спорить не стали – им виднее, как всё делается.

 

Не надо говорить о том, что мы два вечера посвятили сидению с риэлтором за бумагами, она нам подробно рассказывала каждый пункт договора, который посылался туда-сюда. В общем, где-то за месяц до въезда договор был подписан, и мы спокойно ждали вселения.

 

Ближе к 1 октября, пока мы сами собирали вещи, подумалось, что как-то странно, что они успеют всё сделать, надо, думаем перенести въезд на 3-5 дней. Написали нашему риэлтору, на предмет перенесения даты въезда. Та ответила, что всё будет в порядке, только вот она 1-го днём занята, освободится после 19 часов. И приглашает нас на вселение в это время. Понимаете, да? Платим мы с того момента как сутки пошли, а заселяемся, когда наш риэлтор найдёт для нас время. Естественно, ближе к вечеру там уже делать было нечего, и мы перенесли встречу на 2-е октября.

 

Собрались все – мы, наш риэлтор и консультант, и другой риэлтор. Настроение уже было подпорчено риэлторской несобранностью, а когда зашли в дом, поняли, что не зря мы сомневались. Дом, конечно, почистили, но стены в одной спальне были в страшных засаленных пятнах, дверь в подвал пробита, ванна в коричневых пятнах, в гараже куча хлама и вокруг дома кучи мусора, как после демонстрации. На задней веранде стоял поломанный гриль. Т.е.: “вы начинайте платить, а мы потихоньку всё доделаем”.

 

Наш консультант ходила и всё фотографировала, чтобы затем сохранить фотографии до нашего выселения на предмет претензий. Меня это несколько успокоило – хотя бы в одном вопросе мы получим поддержку. Что касается всего остального, то нам, конечно, стенку покрасили, дверь замазали и гриль убрали, но всё это было в течение следующих 10 дней. Мы для этого брали отпуск на работе, и муж помогал вытаскивать гриль на улицу.

 

Наши претензии мы попытались высказать нашей “милой женщине”, это повлекло за собой непродолжительную переписку, в которой она неожиданно перестала быть такой уж милой и убеждала нас не думать, что мы какие-то особенные, что мы должны потерпеть и не злить риэлтора другой стороны: “вы же понимаете, что у хозяина было очень мало времени, чтобы привести всё в порядок”, а мы ей напоминали, что предлагали дать ему больше времени, но он торопился начать получать платежи, и что наше дружелюбие заключается в нашем денежном чеке. И что мы не понимаем, для чего мы убили два вечера на договор, если в результате он не выполняется. В общем, в письменной форме мы высказали всё, что думали, но факт остаётся фактом: долларов 300 мы переплатили.

 

Не знаю, чем именно обусловлена “либеральная” позиция нашей риэлтора, то ли это канадский менталитет, то ли она очень сильно берегла свои отношения с риэлтором другой стороны, поскольку он какой-то невозможный владелец домов и гостиниц, и ей он намного интереснее, чем мы. Вдаваться в это теперь уже нет смысла, а вот уроки мы постараемся извлечь:

 

1. Очень тщательно выбирать риэлтора.

2. Самостоятельно собирать максимальное кол-во информации.

3. Критично относиться ко всему, что обещают на словах. Всегда оговаривать письменно варианты худшего развития событий.

4. Не бояться быть нескромными и настойчивыми в защите своих интересов.

 

(Пусть лучше вас запомнят как занудных и придирчивых, чем махать после драки кулаками и засыпать жалобами своего риэлтора).

 

Вроде бы ничего нового, но пока это всё не выстрадаешь, наверное, трудно переступить границу собственных представлений о доверии и вежливости.

 

Сейчас мы уже второй месяц живём в этом доме, неприятности забылись, правда, сначала мы думали снять дом на 2 года, но после такого жёсткого вселения, решили не оставаться здесь более оговорённого срока.

 

Янина Политанская