С огромной признательностью синьоры из русской комьюнити благодарят Родительский клуб за организацию английских классов и привлечение к преподаванию высококвалифицированного и мудрого педагога по английскому языку, Софью Шпигель.

 

В целом, семья Шпигель очень много помогала русской комьюнити, переводя с русского и составляя необходимые документы на английском для Родительского клуба. Отъезд этой семьи в Торонто воспринимается как большая, и даже невосполнимая потеря.

 

Софья сумела стать для тех, кто ее знал, прежде всего, другом, оставаясь при этом эрудированным и мудрым педагогом. Все благодарственные письма, адресованные Софье, проникнуты глубокой признательностью за огромную поддержку и сожалением об ее отъезде. Например, Лев и Анна Фрумкины пишут: «Мы благодарны судьбе, что встретили в Вашем лице, Софа, педагога с большими знаниями, опытом и умением. Считаем, что Ваше терпение и труд не прошли для нас даром. Сожалеем, что занятия с Вами прервались в связи с Вашим отъездом».

 

Ее ученики из русской комьюнити (заметим, высокообразованные люди с огромным собственным опытом) отмечают ее удивительную эрудированность, педагогический талант, знание психологии и творческое отношение к урокам. Кроме того, ученики – синьоры благодарят Софью за выдержку, такт, самообладание, доброжелательность и индивидуальный подход к каждому человеку.

 

Ее внимательность и интерес к ученикам был настолько велик, что она запоминала каждую интересную фразу, однажды сказанную учеником, рифмовала ее и дарила автору уже в составе стихов.

 

Занятия английского кружка русской комьюнити посещали люди пожилого возраста, которые прибыли в Канаду часто по спонсорству своих детей и посвящали семье, помощи детям большую часть своего времени. Замкнутые в кругу семьи, они часто не могли самостоятельно съездить за продуктами, посетить врача, боясь оказаться в неудобной ситуации, когда не могут спросить по-английски и понять то, что им говорят. По русской традиции, служа интересам семьи, они жертвовали своими личными интересами ради детей и внуков, часто даже не акцентируя внимания на том, что хотели бы сами учиться и общаться. Родительский клуб понял и поднял эту проблему, делая все возможное, чтобы создать для пенсионеров круг общения и сделать их жизнь разнообразнее и интереснее. И классы по изучению английского стали блестящей инициативой, которая позволила синьорам общаться между собой, одновременно осваивая английский язык, так необходимый здесь для получения независимости в действиях и в общении. Это были люди из разных уголков России и бывшего СССР, люди разных профессий, разного возраста (от 60 до более чем 80-и лет) и разного уровня знаний английского языка.

 

Начинать многим пришлось с нуля, с изучения алфавита и законов английского произношения. Можно понять, насколько непросто им было усваивать новую систему мышления и построения речи, которая необходима для успешного общения на языке другого типа, отличающегося от родного.

 

Первые уроки были очень нелегкими, так как приходилось снимать психологический барьер и бороться с внезапно появляющимся отчаянием учеников. Действительно, освоить язык в немолодом возрасте трудно, но еще труднее поверить в возможность этого после длительного периода жизни в Канаде, который сам по себе не открыл двери в мир общения на английском языке. Были случаи, когда кто-нибудь начинал плакать на уроке, не доверяя своим способностям. Однако Софья с ее знанием психологии и педагогическим искусством умела найти индивидуальный подход к каждому, удержать на занятиях и заинтересовать. В конце концов, Софья добилась того, что на уроках говорили только на английском языке, обсуждая тексты, живо интересуясь событиями в жизни согруппников.

 

«Ее система обучения помогала разрушить языковой барьер, стал уходить страх общения с англоговорящими людьми»,- пишет в своем отзыве Людмила Федюнина. Она же отмечает: «Софа, как тонкий психолог, врачевала наши души. Очень деликатно настраивала на позитивное мышление».

 

Постоянно поощряя и подбадривая своих учеников, Софья сумела сделать так, что через английский язык люди могли приобщиться к мудрости, которая способна поддерживать постоянное удивление перед разнообразием восприятия жизни. Ее ученики прекрасно помнят все фразы, которые Софья обсуждала с ними:
You are what you think,
We are (I am) OK, you are OK,
The limits of my language are the limits of my world,
Use it or lose it,
When you face your fear you become fearless.

 

Говоря о главных принципах занятий, Софья отмечает свое отношение к ошибкам. Она никогда не исправляет ошибки во время речи, не сбивает с мысли собеседника, однако мягко поправляет его потом, чтобы человек имел возможность понять и исправить неточность. Она относится к ошибкам как к неизбежному и необходимому шагу в изучении лексики и грамматики. Однако, для многих синьоров такое восприятие ошибок было неприемлемым: как люди советской закалки и точных профессий, они старались учиться качественно, что для них означало – не делать ошибок вообще. Немалых трудов стоило Софье преодолеть это стремление и научить не бояться ошибаться, что очень важно в преодолении языкового барьера.

 

«На уроках она давала неизменный заряд бодрости, всегда увлекала», – говорит Роза Латыпова. Она настраивала на постоянное освоение нового так, чтобы «вырастали крылья». Таким образом воплощался следующий из ее принципов – радоваться каждому успеху ученика как своему собственному и даже больше: «маленький успех считать большим достижением»(как говорит сама Софья). Начав писать статью, я, честно говоря, не ожидала, что встреча увлечет меня настолько, что заставит отложить свои дела, чтобы вникнуть в секреты ее очарования и притягательности как человека и педагога (что чувствуется с первых фраз общения с ней).

 

Природную энергию и такт, блестящие успехи в образовании, а затем постоянное самообразование можно назвать тем переплетением личных черт и достижений, которое делает ее педагогом, казалось бы, от бога. Огромная работа, требующая времени, душевных и физических сил лежит за этой кажущейся легкостью в ведении занятий.

 

Она окончила с красным дипломом отделение английского языка и литературы факультета иностранных языков государственного университета г. Кишинева, в Тель-Авиве прошла курсы по усовершенствованию учителей. Всю жизнь, которая была связана, прежде всего, с преподаванием английского языка, интересовалась литературой и психологией.

 

Среди ее учеников – школьники, имеющие определенные проблемы с английским языком в эмиграции, студенты, подготовленные Софьей для поступления в университет, взрослые, успешно прошедшие интервью и получившие работу после ее тренинг-занятий.

 

Она преподавала английский на всех уровнях языковой компетенции – от начального до очень продвинутого, особое внимание уделяя грамматике и развитию навыков разговорной речи. Имеет большой опыт подготовки к экзаменам TOEFL, преподавания английского языка для различных, в т.ч. технических специальностей.

 

Софья начала работать с группой синьоров в Китченере 3.5 – 4 года назад, уже имея огромный (около 30 лет) стаж преподавания английского языка. И, конечно, ее уроки, общение с ней стало настоящей наградой (как пишет Лариса Фрейдлин) для пожилых людей. Однако и сама Софья с восторгом отзывается о своих умудренных опытом учениках.

 

Их знания, мудрость, глубина чувств и мыслей удивляли ее на каждом уроке, а желание освоить иностранный язык иногда просто поражало. «Синьоры настолько хотели изучить английский, настолько ревностно следовали моим советам, – говорит Софья, – и настолько самоотверженно занимались, что их усердие приходилось немного умерять, повторяя фразу «Do not try too hard».

 

Особо следует сказать несколько слов об обстановке на ее уроках. «Уроки наши всегда проходили в теплой непринужденной обстановке. Время урока пролетало очень быстро и незаметно», – пишет в своем отзыве Лариса Фрейдлин. Людмила Федюнина отмечает «учение с радостью», при котором синьоры занимались, «забывая о своих проблемах», а их «лица молодели». В конце концов «Отношения в группе между Софьей и студентами переросли в дружеские. Это очень важно в эмиграции. Наш Родительский клуб и английский класс породнил нас».

 

Несомненно, это важный результат, однако цель организации классов изучения английского языка также была блестяще достигнута. Синьоры дискутировали с учителем о влиянии мыслей на здоровье человека, о взаимоотношениях в семье и обществе (и это на английском!), о чем в начале занятий многие из них даже не мечтали.

 

Благодаря занятиям с талантливым и знающим педагогом- Софьей Шпигель – и , конечно, собственному усердию, синьоры получили долю независимости в общении с канадцами. Они довольны тем, что могут самостоятельно пойти в поликлинику, в магазин, уверенно пользуются городским транспортом, при необходимости могут спросить, как куда-то пройти или проехать.

 

Взаимная благодарность Софьи как учителя и ее учеников-синьоров практически безгранична, что можно назвать идеальным (однако очень редким) результатом любых уроков, результатом, о котором мечтают педагоги и студенты любых уровней. Написав отзывы с наилучшими пожеланиями Софье синьоры, президент родительского клуба Морис Латыпов и вице-президент Татьяна Сегал очень надеются, что связь с ней не прервется с ее отъездом, и ее друзья– ученики смогут делиться с ней успехами и новостями, получая ту самую долю энергии, которая позволяет людям чувствовать жизнь как необходимость общения.

 

Вера Макавчик