Решив увидеть Атлантический океан, мы отправились на машине до Галифакса, останавливаясь посмотреть природные и культурные достопримечательности. Наш маршрут проходил через 3 провинции – Квебек, Нью – Брансвик и Нову Скошу, и через города – Квебек, Сент-Джон, Сент-Эндрюс, Галифакс, Монктон, Фредериктон и Монреаль. Невольно сравнивали с Россией, думая как бы подобное путешествие выглядело там. И первое, что поразило – это неизменно хорошее состояние канадских дорог. Даже к небольшому городку, меньше, чем 50 тысяч жителей, тянется ровный и прямой хайвэй со всеми необходимыми развязками, с простроенной инфраструктурой заправок, кафе и придорожных гостиниц. И это, конечно, огромный шаг в освоении необъятных пространств Канады.
 
GPS навигатор был нашим неизменным помощником – и удивительно, что даже только что построенные дороги были внесены в систему данных, даже если эти дороги еще не были зaасфальтированы.
 
Следующее, что кажется здесь неким чудом – это даже не то, что можно найти и забронировать место в любой гостинице, а что это безотказно работает, и выполняется все, что обещано. В городе Сент-Джон, например, нам сказали, что завтрак у них платный, однако достаточно было показать наше описание сервиса, распечатанное с Интернета, как администрация тут же согласились нам завтрак предоставить бесплатно. Правда, как оказалось, из двух вариантов завтрака платный был намного богаче и по очень разумной цене, так что мы в итоге его и выбрали. Умеют они предоставить выбор так, чтобы мотивировать клиентов потратить денежки!
 
Сент-Джон оказался очень гостеприимным городом, богатым на природные красоты и удивительные явления. В целом как основу своей поездки мы планировали посещение именно природных достопримечательностей. Так вот около Сент-Джона мы увидели большинство таких явлений. В самом городе находится река с одноименным названием, которая меняет свое течение во время приливов и отливов, и с городского берега можно увидеть тот момент, когда она поворачивает вспять. На берегу залива Фанди , известного рекордными приливами и отливами (они достигают 16 м.!), находится знаменитый трэйл, откуда с высокого берега открывается широкая панорама на залив с множеством впечатляющих видов, например, на водопад, на горную реку с навесным мостом, на удивительный камень, подточенный водой и поэтому стоящий как гриб на тонкой ножке… Оттуда же мы отправились посмотреть на китов в небольшой туристический городок Сент-Эндрю. Экскурсия превзошла наши ожидания, потому что увидели мы не только китов, вздымавших спины рядом с нашим катером, но и остров морских котиков, форелевые фермы, организованные прямо в морской воде залива, классические для тех мест рыболовные сети, насаженные по кругу на вкопанные в дно стволы деревьев.
 
Всю экскурсию на катере мы боролись за тепло, одев все, что было с собой теплого и кутаясь в пледы, которые на свое счастье мы купили до экскурсии. Суровые условия природы во многом определяют уровень миграции в эту провинцию и рост населения. Сент-Джон считается самым крупным городом Нью-Брансуика, хотя население его составляет всего 68 тысяч, и это при том, что городу больше 400 лет. Родной наш город Томск, например, образованный в тот же год, что и Сент-Джон (1604), насчитывает около 500 тысяч населения, и это не далеко не самый быстрорастущий город в России. Бегло посмотрев историю, мы нашли, что многие из первых иммигрантов, особенно тех, что прибывали накануне осени, погибали, если не успевали построить себе жилища. В такие моменты и приходит осознание того, как же много сделано к нашему времени в Канаде (в том числе ценой жизни и невероятных усилий первых поколений мигрантов) для благополучной жизни нынешнего поколения, которое уже может думать о собственных предпочтениях, об искусстве, а не только о добывании пищи и сохранении тепла.
 
Теперь в центральных городах атлантических провинций организованы краеведческие и художественные музеи, и это дает мощный стимул местным умельцам совершенствовать искусство. Даже в небольших художественных салонах Галифакса мы встречали искусные работы местных художников, выполненные в различной технике, были даже работы по шелку, редкие в нашем Онтарио. Порадовало, что картины онтарианских художников, в том числе нашего Хомера Ватсона, выставлены не в единственной галерее, и даже в богатом на имена классиков музее изящных искусств в Монреале.
 
Монреаль и Квебек-город запомнились именно как европейские города. Как будто мы пересекли океан и вновь очутились в туристическом центре где-нибудь в Европе, а вовсе не в 7-и часах от Китченера, в Канаде. Архитектура в стиле средневековых замков, панорамы города и водного пространства с холмов, с необычайно высоких замковых стен, выступления уличных артистов, картины, выставленные прямо на улицах, европейский стиль в одежде, питании, поведении – все это грело душу и утоляло жажду по красоте и изящности.
 
Посещение художественного музея Монреаля было последним акцентом в нашем путешествии. Там нам удалось посетить временную выставку художников 19 века, привезенную из США, а также постоянные залы, где выставлено искусство Египта, Майа, подлинники импрессионистов, скульптуры Родена, портреты Гойи и даже Сальвадора Дали. Открытием был зал, посвященный Наполеону, с его одеждой, знаменитой треуголкой, сделанной специально для русской кампании, портретами и скульптурами Наполеона в виде греческого бога, сделанные по его заказу современниками. Такое соприкосновение с историей действует магически и раскрывает одно из назначений искусства – хранить в веках облики людей, их понимание действительности и их идеи.

Вера Макавчик