Я не была в Европе с 2009-го года, когда мы с мужем отправились на его день рождения в Кёльн. Рождественские базары, величественные соборы и контраст между двумя столь близкими, но столь разными городами (Кёльн и Дюссельдорф) — это мои последние впечатления о старом континенте с момента переезда в Канаду. Спросите, что мешало посетить Европу с тех пор? Дикое неприятие необходимости спрашивать разрешения приехать – процесс получения визы. Поэтому до момента получения канадского гражданства мы осваивали Америки.

 

И вот в июле прошлого года для меня наступил долгожданный момент — я получила канадское гражданство и немедленно подала заявление на оформление паспорта. Сколько эмоций было в тот момент, когда мне принесли заветный документ — вы себе представить не можете. Но это — только начало. Когда перед тобой внезапно открываются двери в страны, в которые прежде необходимо было весьма заблаговременно стучаться и смиренно ждать ответа — тебя охватывает смятение и растерянность. Я столько хочу посетить, куда же поехать в первую очередь, как выжать максимум из этого короткого канадского отпуска? В особенности, если его осталась всего одна неделя. Мои планы кардинально менялись каждый день, сколько часов я потратила на поиски выгодных билетов и дешёвых гостиниц — не сосчитать. В конце концов, мне это надоело, и я просто купила билеты, куда мне в голову пришло. Маршрут вырисовывался следующий:

 

День первый — Прилёт в Берлин в 9 утра. Там я встречаюсь с друзьями, навещаю родственников. Там же берём машину на прокат. Я — единственный водитель.

 

День второй — Везу друзей по берлинским окрестностям: Потсдам (Сан-Суси, Цецилиенхоф, русская деревня Александровка), Бабельсберг.

 

День третий — Везу друзей в Дрезден. Я там (как и в местах второго дня) была неоднократно, но, т.к. моя подруга родилась в Дрездене, мне показалось очень символично свозить её туда.

 

День четвёртый — В 7 утра вылетаю в Париж, возвращаю прокатную машину.

 

День пятый — Ура, я наконец-то посещу Версаль!

 

День шестой — Продолжаю гулять по Парижу до вечера, возвращаюсь к 11-ти ночи в Берлин переночевать у тёти (как ни странно, но это выходило дешевле, чем остаться на ночь в Париже, плюс не надо было платить за багаж, т.к. чемодан я оставляла у тёти, имея за плечами в Париже только лёгонький рюкзачок).

 

День седьмой — В 6 утра — вылет в Амстердам. Хм… придётся заказывать такси в аэропорт.

 

День восьмой — возвращаюсь в Канаду.

 

В принципе, вполне осуществимый план, но было одно существенное «но»: в первые три дня нужно было водить машину по узким европейским улочкам и незнакомым городам в состоянии джет-лага. Пытаясь понять, как остаться «в трезвом уме и здравой памяти», при том что гулять и встречаться с людьми в Германии придётся с раннего утра и до поздней ночи, я набрела на таблетки от джет-лага. Выбрала гомеопатические таблетки, которые так и назывались: Jet Lag. Забегая вперёд — мне кажется, они мне помогли. Правда, их нужно было начинать принимать за пару дней до путешествия, а не по прибытию в аэропорт, как это сделала я.

 

День первый: Берлин

 

Паспортный контроль в Тегеле — вот оно, первое знакомство с «открытой дверью» для человека с безвизовым въездом в Шенген. Два коротких вопроса, на которые ушло полминуты, и всё — Willkommen in Berlin!

 

Встретилась с друзьями, забрали рентовочную машину. Самый дешёвый вариант мне удалось найти в Enterprise. Но, как оказалось, тут были свои нюансы. Во-первых, как правило, в Германии страхование гражданской ответственности включено в стоимость (по крайней мере, такую информацию мне удалось потом найти в интернете), но у Enterprise за это нужно было платить отдельно. Страхование ущерба покрывалось визой. Во-вторых, при очереди в три человека получение машины заняло почти два часа (час — стояние в очереди, полчаса — розыск машины и доказывание, что в машине нет встроенного навигатора (не поверили мне на слово, пришлось возвращаться с работником к машине, чтобы он убедился), и прочие мелочи…). В-третьих, эти ребята меня хотели в последствии (намеренно или нечаянно) обмануть, включив в итоговый счёт оплату бензина (машина была сдана с полным баком) и дополнительный день аренды. К счастью, свои финансы по обоим вопросам мне удалось отстоять, заставив проверить показания в отношении бензина и доказав документально, что машина была сдана на день раньше, т.к. я улетела в Париж ранним утром и сохранила посадочные талоны. В общем, всё в итоге разрешилось благополучно, но осадочек остался.

 

Ладно, машина — новенькая, практически с конвейера (на спидометре — 60 км), навигатор я выбила — вперёд! Как только выехали из аэропорта и встали на светофоре, машина заглохла. У меня — паника. Я устала, хочу спать, понервничала в рентовочной конторе… не знаю, что делать. Но тут одного из моих спутников осеняет — это машина такая, она автоматически глушится, когда стоишь, и автоматически заводится потом сама, когда нажмёшь на газ. Вот же шайтан-машина, предупреждать же надо людей с дикого запада, мы в Северной Америке о таком и не слышали. Вождение по узким европейским улочкам, с учётом другого режима переключения светофоров (красный зажигается очень резко, почти моментально после жёлтого) и несколько отличного расположения дорожных знаков оставило не самое комфортное впечатление, но… не стоит этого бояться, можно привыкнуть. В конце концов, они хоть по правильной стороне дороге едут.

 

В Берлине я была бессчётное количество раз. Я люблю этот город, несмотря на то, что с годами его облик меняется не всегда в лучшую сторону: становится грязнее, а люди – менее вежливыми. Удивительно, но за все предыдущие года я приезжала всегда весной, и только в этот раз – впервые застала осень. Что я вам скажу: в Германии и Нидерландах она не менее красочная, чем в Северной Америке. Многое изменилось в любимом городе. К примеру, раньше можно было свободно подняться по ступенькам Рейхстага к самому зданию, а сейчас — территория огорожена, экскурсию необходимо бронировать заранее. Одно из моих любимых мест в Берлине — это Берлинский Собор. Он прекрасен и изнутри, и снаружи. Усыпальница Берлинского Собора – кладезь истории местных земель. Изучая символы на гробницах, можно открыть для себя много интересного. Вы, конечно, можете просто взять экскурсию на hop-on-hop-off автобусе, но зачем, когда есть маршруты общественного транспорта, проходящие по основным туристическим достопримечательностям Берлина? Это автобусы номер 1 и 100. В Берлине очень хорошо развит общественный транспорт, стоимость билетов различается по типу и по зонам. Вечером также на общественном транспорте можно прокатиться вокруг ночного Берлина. На 100-м маршруте нужно обязательно прокатиться в сторону Потсдамер Платц, но только когда уже стемнеет — именно в свете огней это место выглядит наиболее привлекательно. И не забудьте заглянуть в местные ресторанчики. А в Октоберфест (именно в этот период я попала в столицу Германии) — пропустить за едой бокальчик вкусного разливного пива.

 

Неприятный шок: на следующее утро, пока я ждала друзей в машине, увидела очень пьяную и буйную компанию, вышедшую из ночного клуба (центр города, Александр Платц). Группа молодых людей орала во весь голос, скандалила и била бутылки. От подобного зрелища я уже как-то отвыкла (в Онтарио ни разу не наблюдала такой картины, тут пьяные обычно по домам сидят). Но в общем и целом — я была рада, что ещё раз посетила этот город.

 

День второй: Потсдам и окрестности

 

Из самых известных достопримечательностей здесь дворец и парк Сан-Суси (прусский Версаль), а также дворец и парк Цецилиенхоф (в Большом зале дворца проходили заседания Потсдамской конференции в 1945-м году). Оба комплекса — весьма достойные памятники архитектуры, с множеством интересных зданий (помимо основных дворцов) и красивой территорией. Помнится, в свою первую поездку в эти края на осмотр упомянутых выше достопримечательностей легко ушёл весь день. Русская деревня Александровка в этот раз как-то не произвела должного впечатления ни на меня, ни на моих спутников, хотя в первое моё посещение мне она казалась довольно привлекательной. Наверное, было слишком много для одного дня, что подтвердилось и посещением другой достопримечательности, расположенной недалеко от Потсдама: замка Бабельсберг. Помнится, 10 лет назад я была под большим впечатлением от замка на высоком холме, построенном в неоготическом стиле. Но в этот раз, весь в лесах и уже в сумерках, он был совсем никакой. Так же в окрестностях Потсдама находится Павлиний остров — любимое место уединения прусских королей. В настоящее время Сад Павлиньего острова, парк и многие здания полностью отреставрированы и весьма тонко передают атмосферу 19-го века. Весьма достойное место, там я впервые увидела белого павлина. Но не пытайтесь увидеть всё за один световой день. Если это всё, что вы можете выделить на Потсдам — сосредоточьтесь на Сан-Суси. Это тот редкий случай, когда копия в каком-то смысле лучше оригинала. Сан-Суси (в переводе в французского — без забот) был построен по образу французского Версаля. Но, чтобы полностью ощутить красоту и грандиозность резиденции французских королей — нужно видеть вид сверху, уж больно она масштабная. В то время как Сан-Суси выигрывает за счёт своих более миниатюрных размеров: красота видна и в полной мере ощущается обычным взглядом. Добраться до Потсдама можно и общественным транспортом, необязательно арендовать машину.

 

День третий: Дрезден или завтрак с видом на Эльбу

 

Трафик (мы выехали в 6 утра) — просто ужас. Кругом — сплошной ремонт. Дорога, ведущая на выезд из города в сторону Дрездена и ближайших выезд на автобан — перекрыты (это то, что я читаю на объявлениях, но мой навигатор почему-то совсем не в курсе). Где-то я успеваю сообразить и игнорировать указания навигатора свернуть в сторону перекрытых улиц, а где-то — теряю бдительность, не понимаю, куда дальше ехать и поддаюсь на глупые уговоры (развернитесь, развернитесь, развернитесь…). Я думала, что поседею, пока мы выберемся из Берлина. Но ничего, потратили на это больше времени, но к девяти утра всё-таки добрались до столицы Саксонии. Несмотря на то, что к концу второй мировой войны город (особенно его исторический центр) практически сравняли с землёй, немцы приложили титанические усилия к его восстановлению. Дрезден — это жемчужина барокко. Если вы когда-либо слышали про Августа Сильного — это именно ему Дрезден (и Саксония в целом) обязаны своим великолепием. Помните мейсенский фарфор? Впервые в Европе стали производить фарфор в саксонском городе Майсене, а открыл его алхимик, которому Август Сильный (в купе с другими ценными поручениями) повелел разгадать секрет китайского фарфора. Исторический центр Дрездена довольно компактен, но на небольшой площади сосредоточено столько всего интересного! Начните прогулку с Цвингера — дворцово-паркового комплекса, превращённого в роскошную резиденцию Августом Сильным после его возвращения из Франции, где Людовик XIV только переехал со своим двором в Версаль. Но, в отличие от Сан-Суси в Потсдаме, Август не пытался передать атмосферу французского Версаля, а просто решил создать нечто грандиозное, но своё.

 

После прогулки по Цвингеру — позавтракайте в одном из многочисленных ресторанчиков с видом на Эльбу. Для человека из Канады, соскучившемся по европейским десертам, это был просто какой-то праздник души. Продолжите прогулку по многочисленным улочкам, где то тут, то там вы наткнётесь либо на прекрасный собор, либо на дворец, либо на что-то ещё интересное. Все маршруты для прогулки можно посмотреть заранее и распечатать с сайта www.frommers.com — очень рекомендую. Город, безусловно, произведёт впечатление на тех, кто никогда не был знаком с историей Саксонии и имя главных персонажей в её истории пустой звук. Но для тех, кто хотя бы читал книгу «Графиня Козель» Юзефа Крашевского, город не просто раскроет свои красоты, он оживёт. Если есть время и вы на машине — загляните в Штольпен. Это уникальная крепость из базальта, которая весьма интересна и сама по себе. Но основную известность она приобрела именно благодаря героине романа Крашевского — Анне Козель, которая провела в этой крепости 49 лет. Не слишком ли высокая плата за всего 7 лет славы в качестве королевской фаворитки?

 

Пока мы с подругой ждём возле парковки её дочку с молодым человеком, наш взгляд падает на плиты под нашими ногами. Оказалось, что мы припарковались под площадью, где в феврале 1945-го года происходили бомбёжки и погибло очень много людей. Потом к нам подошёл очень пожилой человек и начал что-то рассказывать про события тех лет. Я не всё поняла, о чём он говорил, но он видел все эти события своими собственными глазами и потерял близких. Когда он говорил, как самолёты бомбили мирное население и беженцев, бежавших по площади к укрытию, на его глаза навернулись слёзы. У жертв войны нет национальности — их жалко всех.

 

В моём списке «посетить» в окрестностях Дрездена уже давно висит ещё несколько мест, но, к сожалению, нам пора было возвращаться в Берлин, я спешила на встречу с родственниками. После встречи — возвращаюсь к друзьям, и мы предаёмся очередному октоберфестовскому чревоугодию. Ну всё, пора прощаться — завтра в 4:30 мне выезжать в аэропорт.

 

Продолжение следует…

 

Инна Пугачева