Если вы не очень знакомы с историей образования Соединённых Штатов, хотели бы узнать об этом, но учебники по истории вызывают у вас сильнейшие приступы сна – вам повезло. Достаточно посетить три города – Бостон, Филадельфию и Вашингтон – чтобы в голове сложилась ясная картина о том, как всё это было… Плюс просто отлично проведёте время. Но о том, что Филадельфия – это неотъемлемая часть конституционной головоломки США, я не думала, когда в приступе туристической лихорадки покупала билет на автобус по маршруту Торонто – Филадельфия – Торонто. 37USD? Всего? Мама, поедешь со мной в Филадельфию? Что там делать? Пока не знаю, на месте разберёмся!

 

Ближе к дате отъезда я, конечно, потрудилась почитать хоть немного про этот город. Стало ясно, что во-первых, достопримечательностей на день осмотра там точно хватит, а во-вторых, Филадельфия – это достаточно криминальный город, и ходить вечером по его улочкам двум женщинам будет явно рискованно. Что делать вечером – мы посмотрим по обстановке, а вот днём… Читать про все достопримечательности как-то не хотелось, с организованной толпой других туристов ходить – тоже…, а узнать побольше о городе надо бы. К счастью, Филадельфия – ещё и очень дружелюбный по отношению к самостоятельным туристам город: можно купить аудио тур, загрузить его на мобильное устройство и знакомиться с городом в удобном ритме. Конституционный аудиотур можно купить здесь: http://www.theconstitutional.com/audio-tours/audio-tours. Там же можно распечатать и карту.

 

Я не отношусь к тем счастливым людям, которые могут заснуть всегда и в любом положении. Но за пару последних лет, поездив на автобусах и полетав на самолётах на длинные дистанции, я постаралась приспособиться к неудобствам: теперь со мной неизменно в туристическом рюкзаке: дорожный плед, надувная подушка, беруши и маска на глаза. С подобным обмундированием я теперь научилась дремать хоть пару часиков в автобусах и самолётах.

 

Филадельфия – это не конечная остановка, поэтому нужно внимательно слушать объявления водителя автобуса, чтобы не уехать в Вашингтон. Автобус останавливается рядом с главным вокзалом города, а в центр нам – на другую сторону реки, и минут 30 пешком. На улицах в десятом часу утра было почти безлюдно и совсем не страшно. Первые сюрпризы начались, когда мы уже почти дошли до центра, в людные места: там на каждом светофоре кто-нибудь начинает рассказывать тебе про свою тяжёлую жизнь и клянчить деньги. Но этому мы не придали большого значения: центр города, всё-таки, везде бывает.

 

Филадельфия – город, где отцы-основатели нации подписали два важнейших документа: сначала – Декларацию о Независимости, несколько позднее – Конституцию. И многие исторические здания связаны именно с этими событиями. Филадельфия также была временной столицей штатов, пока не родился город Вашингтон. В более приближённой к нам истории Филадельфия служила основным пунктом назначения для африканцев во времена Великой миграции, о чём и поныне напоминает большое количество афроамериканцев – приблизительно 44% жителей города.

 

Конституционный аудио-тур оказался очень удобным дополнением к карте достопримечательностей: исторические монологи известных персонажей и комментарии гида в сопровождении маршей и барабанной дроби создавали эффект присутствия: включив воображение, можно было легко перенестись во времена борьбы за Независимость и рождения великих идей о свободе, равенстве и братстве. Индепенденс-холл – место, где в горячих дебатах родились Декларация Независимости и Конституция США; Колокол Свободы, созвавший жителей города на оглашение Декларации Независимости; домик Бетси Росс, где искусная швея создала первый американский флаг (который вы можете увидеть в одном из Смитсоновских музеев в Вашинг- тоне) – это далеко не полный перечень Филадельфийских достопримечательностей. Но что же ещё интересного в этом городе?

 

В 18-м веке в Филадельфии преобладал георгианский стиль в архитектуре, который я очень успешно путаю с викторианским. В обоих направлениях преобладает красный кирпич, но, кажется, немного отличается цвет и структура материала. В любом случае, именно постройки той эпохи (георгианско-викторианской) ассоциируются у большинства людей с Северной Америкой «тех годов». И именно они придают тот незабываемый шарм и налёт старины таким городам, как Бостон и Филадельфия.

 

В историческом центре Филадельфии много районов с блокированной (или блочной?). Этот тип домов, близко расположенных друг к другу, впервые был использован именно в Филадельфии, и уже оттуда распространился во многие регионы Северной Америки.

 

На протяжении многих лет Сити Холл Филадельфии был самым высоким зданием в городе вплоть до 1987 года. Постройка двух небоскрёбов, превышающих по высоте Сити Холл, вызвала большую шумиху и множественные протесты. Однако, несмотря на всё это, городские власти выдали разрешение на строительство, и ныне стеклянные небоскрёбы создают зеркальный фон, в котором скромно отражается Сити Холл.

 

Не спеша осмотрев исторический центр, мы с мамой начали постепенно отдаляться от конституционных достопримечательностей в сторону просто красивых зданий и интересных улочек. Временами это были вполне приличные места, но иногда, проходя мимо маленьких переулков, мы замечали людей (преимущественно афроамериканцев), находящихся в каком-то странном заторможенном состоянии, со стеклянными глазами, смотрящими куда-то вдаль. Иногда создавалось впечатление, что это какие-то зомби, которые с наступлением темноты переходят в активную фазу, приступая к грабежам и разбоям. Но не исключаю, что включалось просто стереотипное восприятие, и эти заторможенные товарищи были ничем не опаснее обычных людей. Стереотипное мышление также не подсказывало ничего хорошего, когда мы проходили мимо двух групп, состоящих из афроамериканцев, очень громко и эмоционально разговаривающих между собой – мимо них мы прошли почти бегом.

 

Как бы то ни было, но с наступлением сумерек мы с мамой всё-таки решили не искать приключений и переждать оставшиеся два часа до отправления автобуса в здании вокзала, располагавшегося в двух минутах от остановки. Кстати, вокзал в Филадельфии очень интересный и заслуживает того, чтобы в него заглянуть. В особенности, если до этого вы никогда не были ни в одном североамериканском вокзале. Внутри было очень монументально, чисто и не очень многолюдно.

 

Уставшие, но довольные поездкой, мы отправились в обратный неблизкий путь. Стоила ли Филадельфия того, чтобы ради неё трястись в автобусе 11 часов? Однозначно, да! Что бы я сделала по-другому? Наверное, я бы сначала поехала в Филадельфию, а уже потом – в Вашингтон (у меня в прошлом году получилось наоборот). А начала я турне по американской истории правильно – с Бостона. Мы часто любим повторять, что нет в Северной Америке интересных исторических мест. Отчасти, конечно, это правда – ни Канада, ни США не могут похвастаться крепостями 9-го века, соборами 10-го и дворцами 11-го, но… есть и другая история, и она не менее интересная, просто другая. И эти три города – Бостон, Филадельфия и Вашингтон – замечательное трио, чтобы с ней познакомиться.

 

Инна Пугачева