Недавно вместе с «Родительским клубом» я побывала на экскурсии в индуистском храме Шри Сваминараян Мандир, который находится в Торонто. Перед этим я не воспользовалась Интернетом, чтобы получить общее представление о предстоящем путешествии. И правильно сделала, потому что фотографии и предоставленная на сайте информация не дают того ощущения, которое начинаешь испытывать, лишь взглянув на этот храм своими глазами.

Дух захватило – это первое впечатление. Мы вышли из автобуса и первое время боялись дышать, опасаясь, что видение исчезнет. Но храм стоял, парил, сиял белизной ажурного мрамора. Он был так невыразимо прекрасен, от него исходило что-то необъяснимо веселое, как от ожидания праздника. И праздник состоялся.

Можно было бы упомянуть, сколько мраморных блоков уложено друг на друга, как в детском конструкторе ЛЕГО. Скажу, однако, что так строили храмы почти восемь тысяч лет назад. Глядя на архитектурное великолепие внутреннего устройства, ни о каком конструкторе уже вспоминать не хотелось. Хотелось только подольше стоять босыми ногами на мраморном полу и впитывать, впитывать. Ауру, флюиды умиротворения и любви, красоту ажурных колонн, подсвеченную в цвета жизни.

Пока наша группа потрясенно рассматривала храм, служители делали свою повседневную работу: они кормили своих святых! Подвозили маленький столик на колесиках, на котором стояли специально приготовленные блюда — фрукты и еще что-то на тарелочках. Служители бережно снимали со святого (конечно, со статуи) головной убор и убирали четки из рук. Омывали святому руки, молились и почтительно оставляли его наедине с трапезой.

Это было ещё одно открытие. А потом мы рассматривали барельефы на мраморных колоннах, которые очень редко повторялись. Индуистские святые не стеснялись улыбаться. Насколько я помню, на православных иконах святые – почти всегда великомученики, им не пристало улыбаться. И есть только одна икона, где Богородица, держа младенца, улыбается. А здесь радость была повсюду. Радость жизни.

При этом индуистские боги не стеснялись показывать себя полуобнаженными, открыто демонстрируя все выпуклые части своего тела. Мало того, они могли обнимать друг друга в страстных позах. В этом тоже была радость и торжество жизни. Их окружали многочисленные танцоры, поэты, музыканты, которые почти двигались на мраморе.

Их боги могли быть полуобезьянами или иметь слоновий хобот. И это совсем не противоречило всему остальному, а наоборот, сливалось в единую картину, отражающую очень древнюю религию.

Мы не смогли разобраться, какой святой чем свят, какой бог чем божественен. Нас пригласили на религиозную церемонию, потому что ей подошло время. «Прихожане», которые приехали помолиться своим святым и попросить чего-то для себя или своих близких, молились. Мужчины ложились ничком на мраморный пол, поочередно касаясь его одной и другой щекой. Потом вставали и повторяли ритуал снова и снова. Женщины сидели в позе «лотоса», молитвенно сложив руки, и время от времени касались лбом пола перед собой.

Я подумала, это не молитва, а просто йога какая-то. Многие из нас тоже сели на пол и приняли участие в церемонии. Пассивное. Но каждый из нас, я уверена, чего-то попросил у индуистских богов, и у своего заодно. Звучала повторяющаяся индийская мелодия молитвы. Мы даже не знали, о чем она. Но чувствовали, что она о мире, о доме, о любви.

Шри Сваминараян Мандир. Название переводится как «место, где останавливается душа». Нет, не покидает тело, а именно останавливается, чтобы полюбоваться красотой мира и собственной красотой.

Когда-то мы считали, что можно уже умирать, если увидели Париж. Нет, не спешите. Вы еще не видели храма Мандир. А если уже видели, я уверена, вам не захочется умирать.

Ольга Костина